Без признаков нефти
Очередное разочарование принес нефтяникам каспийский шельф.
Еще на прошлой неделе президент Казахстана Нурсултан Назарбаев после встречи с президентом Владимиром Путиным рассуждал о скором удвоении товарооборота между странами благодаря проекту "Курмангазы". "По прогнозам, запас нефти на этом месторождении - 1 млрд т. Добывать ее будет совместное казахстанско-российское предприятие с участием сторон 50 на 50" - такие слова Назарбаева приводит сайт посольства Казахстана.
Однако вчера стало известно, что первая разведочная скважина этого многообещающего месторождения не дала признаков залегания нефти и газа. Об этом сообщило вчера агентство "Прайм-ТАСС" со ссылкой на источник в "Казмунайгазе". Окончательное решение о будущем проекта, по словам источника, будет принято по результатам бурения второй разведочной скважины, которое проводит российская Дальневосточная морская компания. Первую скважину "Курмангазы-Петролеум" бурила самостоятельно, арендовав у "Лукойла" буровую платформу "Астра" с экипажем. В "Роснефти" информацию о неудачной скважине "Ведомостям" подтвердили. Но ни о каком закрытии проекта в связи с этим речи быть не может, заявил представитель компании Николай Манвелов. "Мы будем использовать данные по бурению этой скважины для получения более полной информации о месторождении и надеемся, что она окажется позитивной", - добавил он, отказавшись назвать понесенные компанией затраты.
Каспийский шельф не впервые приносит разочарование российским нефтяникам. Год назад "Лукойл" в азербайджанском секторе Каспия пробурил на месторождении Ялама сухую скважину, которая обошлась ему в $50 млн. Компания будет бурить там еще одну скважину. Такая же ситуация сложилась у "Лукойла" и "Казмунайгаза" и на месторождении Тюб-Караган в казахстанском секторе, где на бурение было затрачено более $20 млн. В 1999 г. из-за недостаточности обнаруженных запасов был закрыт проект "Карабах" в азербайджанском секторе Каспия, крупнейшим участником которого был "Лукойл". Тогда нефть стоила всего $14 за баррель, но теперь, когда она почти впятеро дороже, проект может быть возобновлен.
Аналитик из ИФК "Солид" Денис Борисов считает, что "Роснефти" не стоит расстраиваться из-за неудачного первого бурения. "Часто бывает так, что вторая скважина дает положительный результат", - отмечает Борисов. Но, по его словам, "геология - это большой риск, на начальных стадиях проекта вероятность успеха бурения равна вероятности неудачи". А Максим Шеин из "Брокеркредитсервиса" добавляет, что "Роснефти" проще заняться приобретением новых объектов, поскольку "бурение - это рискованный бизнес", а компания поставила цель к 2015 г. удвоить добычу нефти. Если повторное бурение на Курмангазы окажется неудачным, то компания может принять решение о выходе из проекта либо его перепродаже, считает Борисов.