Энергетический эгоизм
Многократные заявления российских чиновников о том, что стратегических месторождений, доступ к которым иностранцев ограничат, будет лишь несколько, оказались пустыми обещаниями.
Замминистра природных ресурсов Анатолий Темкин, чье ведомство занимается разработкой новой редакции закона "О недрах", вчера рассказал о том, какие месторождения будут признаны в законопроекте стратегическими. Если раньше предполагалось, что стратегическими будут признаны участки с запасами газа в 1 трлн кубометров газа, то теперь, как сообщил замминистра, порог будет понижен более чем десятикратно - до 75 млрд кубометров. Эта цифра абсолютно совпадает со звучавшими ранее предложениями "Газпрома". "Что касается газа, то под категорию стратегических попадут все особо крупные, а также уникальные месторождения", - заявил г-н Темкин, отметив, что эта норма будет касаться также большинства месторождений остальных полезных ископаемых. Как заявил "Времени новостей" сотрудник Минприроды, сейчас в нераспределенном фонде "десятки таких месторождений", хотя часть из них и не до конца разведаны. Что касается нефтяных участков, то г-н Темкин отметил лишь, что стратегическими станут месторождения с запасами "менее" ранее предполагавшихся 150 млн. тонн. В Минприроды обсуждать новые критерии отказались, однако ранее "Газпром" предлагал считать стратегическими месторождения с запасами в 60 млн тонн нефти.
Говоря о сроках внесения законопроекта в Госдуму, г-н Темкин вчера отметил, что документ "практически готов, последние доработки заключаются в согласовании критериев стратегических месторождений". Впрочем, в этом состоянии законопроект находится вот уже последние полгода. "Мы перестали штурмовать процесс рассмотрения законопроекта - ставка настолько высока для страны, что нельзя сделать ошибку", - добавил чиновник.
Понимание ошибок в энергетической политике в России и на Западе сильно различается. Если российские власти считают главной ошибкой "распродажу по дешевке" нефтяных компаний в середине 1990-х, то на Западе чаще обращают внимание на другое - во-первых, критикуют Москву за использование энергетического фактора в политических целях, а во-вторых, указывают на закрытость газо- и нефтедобычи для иностранных инвестиций на фоне недостатка собственных.
Вынося тему энергобезопасности на обсуждение "восьмерки", в Москве сформулировали красивую идеологему: "Энергетический эгоизм не окупается". В подтексте - потребитель энергоресурсов должен делить риски, которые несет производитель этих ресурсов. Об этом вчера говорил на открытии Международного газового форума в Амстердаме российский министр промышленности и энергетики Виктор Христенко. "Все очень остро чувствуют фактор энергетической безопасности и пытаются в поисках "эффективного" управления рисками закрыться. В любом случае в современном мире ставка на эгоизм - тактика слишком рискованная", - заявил министр и подчеркнул, что ни одна страна мира, вне зависимости от уровня экономического развития и от развитости рыночных механизмов, пока не отказалась от применения мер протекционистского характера. "Возможность взаимопроникновения во все звенья энергетической цепочки требует корректировки дисбаланса в распределении рисков. Следует отдавать отчет, что концентрация всех рисков на стороне поставщика, в конечном счете, не способствует безопасности поставок", - сказал министр.
В выступлении Виктора Христенко ничего не говорилось о российских "попытках закрыться" и о том, насколько увеличиваются "риски на стороне поставщика" в случае России, если она решает самостоятельно разрабатывать все свои сколько-нибудь значимые месторождения. И это понятно: информация о новых критериях "стратегичности" месторождений никого в Амстердаме не обрадовала бы. Как не обрадует она и партнеров России по "восьмерке".
Основным идеологом новой редакции закона "О недрах", как известно, стал министр природных ресурсов Юрий Трутнев, который занялся этим проектом сразу после своего назначения на должность в марте 2004 года. Через год документ был внесен в правительство, которое одобрило его и отправило на рассмотрение Думы. Однако накануне первого чтения проект был отозван, после чего надолго увяз в кабинете министров. Отметим, что первоначальная редакция документа была весьма лояльна к иностранным недропользователям, хотя определенные ограничения для них все же вводились.
Как объясняли чиновники необходимость отзыва законопроекта, в документ было необходимо внести критерии определения стратегических месторождений. Предполагалось, что это будут участки, запасы которых по газу превышают 1 трлн кубометров, по нефти - 150 млн тонн, по золоту - 700 тонн, по меди - 10 тыс тонн. Сейчас в нераспределенном фонде всего пять таких месторождений - газовое Чаяндинское, нефтяные им.Требса и им.Титова, меди - Удоканское и золота - Сухой Лог. Участие в этих проектах иностранцев предлагалось ограничить - они смогли бы претендовать на разработку этих недр только создав СП с российской компанией, доля которой должна быть не менее 50%.
Считалось, что список станет исчерпывающим. Еще весной прошлого года помощник президента Игорь Шувалов после встречи Владимира Путина с главой ВР лордом Брауном говорил: "Таких (стратегических. - Ред.) месторождений в стране будет шесть-семь, а других - сотни и тысячи".
По мере того как законопроект кочевал по органам власти, г-н Трутнев постепенно сдавал позиции. В частности, в документе появился пункт, который предусматривал, что в случае, если иностранная компания в ходе геологоразведки открывает месторождение, запасы которого соответствуют стратегическим, то должна передать 50% в проекте российскому холдингу. Через некоторое время стало известно и о другой новации: ранее г-н Трутнев обещал, что в новый закон не будет предусматривать конкурсы - только аукционы. Однако в марте министр признался, что по решению правительства, "в исключительных" случаях, конкурсы все же могут проводиться.
По мнению экспертов, поправки, внесенные в законопроект в течение последних месяцев, лоббируют государственные "Газпром" и "Роснефть". Вопрос о принятии документа несколько раз выносился на совещания у Владимира Путина, однако до сих пор до конца не решен. Очевидно, что снижение порога для определения стратегических месторождений - очередная уступка оппонентам г-на Трутнева. Еще в прошлом году глава управления геологоразведки "Газпрома" Александр Райкевич заявил, что его концерн в целом поддерживает закон "О недрах", но настаивает на некоторых принципиальных изменениях. В частности, создании федерального фонда месторождений, право на разработку которых будет распределяться исключительно по решению правительства. По словам представителя концерна, в этот фонд должны быть включены все месторождения нефти с запасами более 60 млн тонн и все газовые - с запасами более 75 млрд кубометров.
Предполагалось, что вчера с прессой будет общаться сам г-н Трутнев, однако к журналистам вышел его заместитель г-н Темкин. По словам сотрудников МПР, министру пришлось уехать в Санкт-Петербург на заседание назначенной на сегодняшний день морской коллегии, и только этим объясняется произошедшая замена спикеров.
Г-н Темкин также заявил, что в перечень стратегических могут быть включены месторождения никеля: "Сейчас мы рассматриваем возможность включения в перечень стратегических месторождения с запасами никеля. Однако пока этот вопрос находится в стадии проработки". Он не уточнил, какие месторождения имеются в виду. Как позднее сообщил Интерфакс со ссылкой на источник на рынке, речь идет только месторождениях, находящихся в нераспределенном фонде. Однако пока никаких объявленных перспективных площадей со значительными запасами никеля нет. Крупнейшее на сегодня в России и второе по запасам в мире никельсодержащее месторождение Талнах разрабатывается ГМК "Норильский никель". Эта же компания заявляла о намерениях провести разведку на флангах Талнаха и "открыть второй Талнах". Вместе с тем эксперты по геологии скептически оценивали эту затею, полагая, что месторождений, сопоставимых с Талнахом по запасам едва ли удастся найти в России.
В то же время "Норникель" создал разведочное СП с британо-австралийской Rio Tinto, однако, имея в виду готовящийся закон "О недрах" и положение о "стратегических месторождениях", оставил за собой контрольную долю - 51%. Поэтому даже если СП удастся обнаружить месторождение, подходящее под разряд "стратегических", оно застраховано от риска не получить его в разработку.