Третьи лишние
Зампред правления "Газпрома" Александр Медведев вчера обозначил еще один вопрос, являющийся предметом разногласий между Москвой и Брюсселем.
Согласно Газовой директиве ЕС, с 1 января 2006 года владельцы газотранспортной инфраструктуры обязаны были выделить этот вид бизнеса в отдельную компанию, которая стала бы работать на условиях равного доступа для всех потенциальных транзитеров. Доводы о том, что на таких условиях никто не будет вкладывать средства в строительство трубопроводов, не были услышаны.
Вчера г-н Медведев снова рассказал историю об открытом тендере на мощности расширяющегося трансавстрийского газопровода TAG, по которому газ попадает в Италию. Он возмутился тем, что часть победителей (всего появилось 149 обладателей квот на прокачку с 2008 по 2038 год в общей сложности 21,5 млрд кубометров ежегодно) уже "ходит вокруг "Газпрома" с предложениями выкупить право транзита. "Кто бы ни получил доступ, нет никаких сомнений, что все дополнительные издержки лягут на потребителей газа, и я не думаю, что они будут счастливы по этому поводу", - сказал зампред.
Допустить такую ситуацию в случае с СЕГ "Газпром", естественно, не желает. Причем наибольшие опасения связаны не с морской трубой - она начинается на территории России, где у "Газпрома" есть максимум возможностей не подпустить никого к транспортировке, особенно после законодательного закрепления "единого экспортного канала".
Особое беспокойство вызывают перспективные участки СЕГ на пути от немецкого побережья Балтики до Великобритании. "Для строительства необходимых мощностей в Германии (и, возможно, в Голландии. - Ред.) нужны инвестиции, которые в свою очередь потребуют освобождений от действия директивы", - подчеркнул г-н Медведев.
Первую нитку североевропейской трубы мощностью 23,5-27,5 млрд кубометров газа в год планируется ввести в эксплуатацию в конце 2010-го. Пока только СП "Газпрома" и Wintershall (партнер по строительству морской части СЕГ) - Wingas - законтрактовало до 9 млрд кубометров газа. Об оставшемся объеме идут переговоры с крупнейшим немецким игроком, участником консорциума по строительству - E.ON Ruhrgas, а также с потенциальными клиентами в третьих странах.
Учитывая близость голландской Gasunie к достижению договоренностей о вхождении в СЕГ в обмен на мощности в газопроводе BBL, можно предположить, что на британский рынок может пойти газ уже из первой нитки.
Газопровод BBL из голландского города Балгзанд до английского Бэктона будет введен в строй в декабре 2006 года и будет иметь пропускную способность 16 млрд кубометров. С декабря 2007 года эти мощности полностью законтрактованы E.ON Ruhrgas, бельгийской Flyxus и Wingas. Как рассказал "Времени новостей" представитель Gasunie, проект предусматривает возможность его расширения (за счет установки четвертой компрессорной станции) примерно на 5 млрд кубометров в год.
Сделка между "Газпромом" и Royal Dutch Shell по обмену активами завершится позже, чем планировалось, из-за переоценки стоимости проекта "Сахалин-2", заявил вчера Александр Медведев. "Первоначально мы планировали закончить эти переговоры до августа, но сейчас ясно, что это займет больше времени, - сказал он в интервью Bloomberg. - Я надеюсь, что удастся завершить их до конца года". Ранее планировалось, что в результате сделки по обмену активами "Газпром" получит 25% и одну акцию в "Сахалине-2", а Shell - 50-процентную долю в проекте "Заполярное-неоком". Однако Shell летом прошлого года объявил об увеличении стоимости второй стадии "Сахалина-2" с 12 до 20 млрд долл.. Обновленная смета сейчас проходит утверждение главгосэкспертизы и наблюдательного совета в рамках СРП. Ранее г-н Медведев сообщал, что если до увеличения сметы предполагалось, что "Газпром" должен доплатить Shell, то теперь получается, что Shell нужно будет компенсировать "Газпрому" разницу в цене подлежащих обмену активов.