Назло рекордам
Государственная дума не стала форсировать события с законодательным оформлением эксклюзивного права "Газпрома" на поставки газа за пределы России.
Если бы все три чтения состоялись в пятницу, был бы установлен рекорд прохождения законопроектов через нижнюю палату российского парламента. Как известно, документ был внесен шестью депутатами 5 июня, на следующий день его обсудил совет Думы и направил в семидневную рассылку перед рассмотрением. То есть весь цикл занял бы десять дней.
Прошлый процессуальный рекорд - 39 дней - по законопроекту комитета по энергетике, транспорту и связи был установлен в конце прошлого года, когда парламентарии вносили поправки в закон о газоснабжении, снявшие 20-процентную квоту иностранцев на владение акциями "Газпрома". Стандартная процедура по проходным законам занимает около трех месяцев.
По словам одного из авторов законопроекта, председателя комитета по энергетике, транспорту и связи Валерия Язева, с уходом от системы квотирования и лицензирования экспортных поставок регулирование экспорта газа - за исключением поставок по международным соглашениям - вышло из сферы государственного контроля. Фактически продажу голубого топлива за рубеж осуществляет "Газпром" как единый оператор с 1994 года по указу президента. Вместе с тем г-н Язев не скрывал политическую составляющую его инициативы в преддверии саммита "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге, на котором при обсуждении главного пункта повестки - проблем энергобезопасности - России наверняка снова зададут вопросы о ратификации Договора к Энергетической хартии.
В числе прочих пунктов, обеспечивающих гарантии инвестиций в ТЭК, этот документ предусматривает прямой доступ третьих стран к национальной газотранспортной системе, а также отказ от экспортной монополии.
Законопроект предоставляет исключительное право на экспорт газа организации - собственнику единой системы газоснабжения ("Газпрому") или ее 100-процентному дочернему обществу. Причем речь идет не только о трубопроводном газе, но и о сжиженном, что фактически ставит крест на возможных самостоятельных проектах независимых производителей газа по строительству заводов СПГ. Инвестировать в строительство таких заводов, не имея права экспорта газа, бессмысленно.
Вместе с тем г-н Язев считает, что обсуждаемый законопроект отнюдь не исключает участия независимых производителей газа в экспортных поставках.
"Это, безусловно, возможно на условиях договора комиссии в объемах, пропорциональных поставкам этих компаний на внутренний рынок по ценам, регулируемым Федеральной службой по тарифам", - заявил он на заседании Думы. Гипотетически такая возможность действительно существует (и уже довольно давно обсуждается). Но дальше разговоров дело так и не пошло. И уж тем более не пойдет после того, как "Газпром" законодательно получит статус эксклюзивного экспортера, поскольку монополист явно не настроен делиться с другими компаниями доходами от продажи газа за рубежом.
Пока де-юре не попали в единый экспортный канал только компании - операторы действующих СРП "Сахалин-1", "Сахалин-2" и по Харьягинскому месторождению. Российские власти пару лет назад официально пообещали неприкосновенность этим проектам, но при этом не оставляют попыток усилить операционный контроль над ними.