ЛУКОЙЛ примеряет феску
ЛУКОЙЛ продолжает активно искать варианты по расширению нефтеперерабатывающих мощностей за рубежом. Менеджеры компании неоднократно заявляли, что рассматривают возможность приобретения активов в Европе и Азии.
Предприятие, а также перевалочный терминал ЛУКОЙЛ планирует возвести в черноморской провинции Зонгулак и перерабатывать на нем как российскую, так и казахскую нефть (ЛУКОЙЛ активно работает в Казахстане в секторе нефтедобычи). Кроме того, вице-президент российской компании Николай Черный, курирующий зарубежную нефтепереработку, во время недавнего визита в Анкару высказался за создание консорциума для осуществления проекта, в который могут войти как турецкие, так и казахские компании. ЛУКОЙЛ также обратился за лицензией на аренду сети АЗС. Если проект получит развитие, пишет турецкая газета Milliyet, то компания в итоге сможет контролировать до 20% местного топливного рынка. Причем, по данным Bloomberg, россияне намерены принять участие в строительстве нефтепровода стоимостью 1,5 млрд долл., который пройдет от турецкого побережья Черного моря до Средиземного моря.
В ЛУКОЙЛе пока осторожно комментируют появившееся сообщение. "Мы действительно направили властям документы, в которых изложили свои предложения, - говорит пресс-секретарь компании Дмитрий Долгов. - ЛУКОЙЛ считает турецкий рынок интересным и перспективным, в том числе его розничный сегмент". Конкретные цифры г-н Долгов назвать отказался, сославшись на то, что параметры проекта являются предметом обсуждения и говорить о них пока преждевременно. Он не стал называть и возможных партнеров компании.
Эксперты полагают, что тактика ЛУКОЙЛа по развитию нефтепереработки и созданию сбытовой сети в Турции вполне оправданна. По мнению аналитика FIM Securities Дмитрия Царегородцева, выходить на розничный рынок в Турции можно, только имея собственные перерабатывающие мощности, поскольку "страна грешит протекционизмом". Необходимость привлечь стороннего местного инвестора г-н Царегородцев также объясняет защитой внутреннего рынка. "До сих пор практически на любом аукционе в Турции в любом секторе - будь то сотовая связь, хай-тек или та же энергетика - иностранная компания, не имеющая турецкого партнера, не могла добиться победы", - отмечает он. Правда, даже создание консорциума с местной компанией далеко не всегда может гарантировать 100-процентный результат. К примеру, в 2004 году "Татнефть" вместе с турецким концерном Zorlu победила в тендере на покупку 66% акций НПЗ Tupras у правительства страны. Однако против сделки активно выступили местные профсоюзы, и после ряда судебных разбирательств она была аннулирована.
В результате актив достался Shell и ее турецкому партнеру, которые заплатили за него втрое больше.
Как отмечает г-н Царегородцев, Турция "активно развивается, и соответственно, быстро растет ее рынок". Тем не менее, по его мнению, осуществлению проекта могут помешать и определенные политико-экономические риски: "Турции надо стабилизировать свою экономику и приложить максимум усилий, чтобы через пару лет она не попала в новую волну экономической турбулентности".