Завод на краю трубы
ЛУКОЙЛ еще не успел довести до конца расширение экспортного нефтепродуктового терминала в Высоцке (в этом году должен перевалить там около 11 млн тонн нефтепродуктов, а в дальнейшем - 14-15 млн тонн), а уже думает о следующем шаге.
ЛУКОЙЛу, как и любой другой российской нефтяной компании, выгоднее отправлять на мировой рынок не сырье, а более дорогие продукты переработки. Власти Ленинградской области идут навстречу теперь уже компании Вагита Алекперова и обещают выделить ей земельный участок и оказать всяческое содействие. Примечательно, что "Роснефть", "Сургутнефтегаз" и правительство Ленинградской области несколько лет назад договорились, что в районе Приморска будет построен НПЗ, который будет перерабатывать 10 млн тонн нефти и экспортировать продукты с построенного здесь же терминала. После этого областные чиновники говорили, что "Роснефть" никак не проявляла себя в этом проекте. Глава компании Сергей Богданчиков, говоря о проектах в области нефтепереработки на пресс-конференции в минувшее воскресение в Петербурге, ни словом не упомянул Приморск. Зато глава "Сургутнефтегаза" Владимир Богданов несколько раз говорил, что компания не отказывается от проекта переработки нефти в Приморске и может рассмотреть возможность строительства НПЗ мощностью от 7 до 12 млн тонн в год.
"Проект строительства НПЗ в Приморске обсуждается достаточно давно, - вспоминает один из высокопоставленных сотрудников ЛУКОЙЛа. - Но никто пока так и не решил, сколько нефти здесь можно перерабатывать, какие продукты выдавать и как организовать технологическую цепочку "НПЗ-танкер". Но необходимость в строительстве такого завода есть, так как экспортировать нефтепродукты намного выгоднее, чем сырую нефть. А особенно выгодно делать продукты в порту, потому что здесь нет проблемы доставки продуктов - сокращаются транспортные расходы".
ЛУКОЙЛ в 90-е годы хотел построить НПЗ в Мурманской области в районе Североморска, чтобы перерабатывать там нефть, добываемую на "Тимано-Печоре". Но у него не сложились отношения с местными гражданскими и военными властями. В результате проект Мурманского НПЗ положен под сукно. А недавно ЛУКОЙЛу в лице "Нарьянмарнефтегаза" мурманские власти отказали в перевалке нефти в Кольском заливе через танкер-накопитель. Перевалочный пункт нужен потому, что тимано-печорскую нефть с терминала "Варандей" можно доставлять только небольшими танкерами - судно дедвейтом более 70 тыс. тонн не может швартоваться у "Варандея". Но мурманское власти порекомендовали концерну договориться о перевалке нефти с девелоперской корпорацией "Синтез", которая уже получила разрешение на строительство терминала в Кольском заливе.
После того как ЛУКОЙЛу не удалось закрепиться в Мурманской области, которую предполагалось сделать опорной базой для перевалки и переработки тимано-печорской нефти, нефтяная компания смотрит как на возможность строительства перевалочного терминала в Норвегии, так и на НПЗ в Приморске, через который концерн экспортирует часть своей нефти. Из Приморска, в котором весной был открыт второй причал, технически возможно отправлять танкеры с нефтепродуктами, говорит один из бывших топ-менеджеров приморского порта. Если рядом с Приморском будет построен НПЗ, то почти наверняка он будет соединен с причалом терминала специальным трубопроводом. Но несмотря на это, в Приморске уже строится железнодорожная эстакада, которая в недалеком будущем позволит разгружать цистерны с нефтепродуктами.