Товарищи по оружию, нефти и газу
Над Кремлем вчера пронесся революционный вихрь.
Перед переговорами в Кремле у венесуэльского президента было еще одно важное мероприятие, которое полностью характеризует дух и идеологию его визита. Во Всероссийской библиотеке мировой литературы им. Рудомино Уго Чавес открыл бюст легендарного освободителя Южной Америки от испанских колонизаторов - Симона Боливара. "Начинать сегодняшний день этим мероприятием в библиотеке - одном из центров мировой культуры - это замечательно. Культура - это самое мощное оружие, сильнее ракет и артиллерии. И, находясь здесь, в этой мирной обстановке хочется оставаться здесь не один и не два дня, а очень долго, углубиться в лабиринт этих книг, погрузиться в этот мир", - цитирует РИА Новости выступление г-на Чавеса на церемонии.
Впрочем, неотложные дела освободительной борьбы не дали ему надолго погрузиться в мирную обстановку. Товарищ Чавес сообщил, что накануне, находясь в Белоруссии, видел памятник Ленину. "Этот человек всегда останется с нами, в нашем сердце и в нашем уме. С нами останутся его идеи создать мир справедливости для всех людей. Потому что если не будет справедливости, то не будет и мира на земле", - сказал Уго Чавес. "После России я поеду туда, где дуют ветры войны, где все напряженно, - в Катар через Иран. Это зона, которую потрясают ветры войны", - продолжил венесуэльский лидер, подчеркнув, что эти ветры веют в результате "гегемонизма, империалистических устремлений, которые демонстрируют претензии Вашингтона владеть всем миром".
"Повсюду мы видим рост социальных движений, видим, как растет чувство собственного достоинства людей, и это наполняет нас светом и оптимизмом", - подвел итог выступления венесуэльский президент.
Но оптимизмом г-на Чавеса, очевидно, наполняет не только рост чувства собственного достоинства у людей, но и более прозаические материи. Такие, как контракты на оснащение венесуэльской армии современной техникой или сотрудничество с Россией в энергетической сфере. Впрочем, с точки зрения г-на Чавеса, эти отношения имеют яркую идеологическую окраску. Разговаривая вчера с Владимиром Путиным, он сказал: "Я вспоминал о клятве, которую дал Боливар в 1805 году, когда он сказал: "Я не устану, и не устанут ни мое сердце, ни моя рука". В нашей борьбе мы тоже не должны допускать, чтобы ни наш ум, ни наши руки не уставали. В этом Венесуэла будет всегда с вами".
Вряд ли Владимир Путин претендует на роль Симона Боливара в современном мире. Но Уго Чавес для Кремля, несомненно, очень ценный партнер, который не только успешно реализует концепцию многополярного мира в противовес американскому "гегемонизму", но и открывает для российских компаний и товаров новые обширные рынки.
С геополитикой покончили быстро, здесь все понятно. Владимир Путин сообщил, что Москва "приветствует намерение Венесуэлы занять место в Совете Безопасности ООН в качестве непостоянного члена". Как известно, окончательного решения по реформе Совбеза нет, но Венесуэла в обновленном органе явно будет на стороне России.
Уго Чавес в ответ сообщил, что крайне благодарен Путину за поставки авиатехники и вооружений и фактическое спасение от блокады, которую готовы объявить Венесуэле США. Как известно, на днях Москва и Каракас заключили контракт о поставках в Венесуэлу 24 многоцелевых самолетов Су-30МК2 и другой техники, что вызвало резкую критику в Вашингтоне. Американские чиновники официально заявили, что такие вооружения для Венесуэлы "избыточны", и призвали Москву к пересмотру сделки. Российский министр обороны Сергей Иванов даже вынужден был заявить, что "24 самолета не являются избыточным вооружением для такой достаточно большой страны, как Венесуэла".
Но вопреки ожиданиям, в программе вчерашних переговоров не оказалось публичного подписания контрактов на покупку оружия. Путин и Чавес, выступая перед журналистами, затронули тему военно-технического сотрудничества лишь в самых общих тонах. В реплике Владимира Путина оборонная сфера оказалась на восьмом месте среди перечисленных им областей сотрудничества после энергетики, финансов, машиностроения, горного дела, металлургии и пр. Уго Чавес также уклонился от конкретики, заявив лишь, что его страна и Россия "очень хорошо продвигаются по пути развития военно-технического сотрудничества".
Гендиректор "Рособоронэкспорта" Сергей Чемезов, участвовавший в переговорах, заявил журналистам, что "за последние полтора года" Россия и Венесуэла заключили военные контракты на сумму более 3 млрд долл. Очевидно, львиная часть этой суммы законтрактована в последнее время, хотя, может быть, и за несколько недель до приезда Чавеса в Россию. Еще в прошлом году объем российско-венесуэльского ВТС исчерпывался договорами на поставку 100 тыс. автоматов Калашникова АК-103 (общая стоимость порядка 54 млн долл., 30 тыс. стволов уже доставлено заказчику) и десятка вертолетов Ми-17 и Ми-26 (в общем на 120 млн долл.).
чера г-н Чемезов сказал, что венесуэльский портфель заказов России уже включает 24 самолета и 53 вертолета разных марок. Вероятно, сюда входят ранее анонсированные договоры на истребители Су-30 и Су-35, а также дополнительное количество Ми-17 и Ми-26. Весьма вероятно, что стороны договорились и о продаже зенитно-ракетных комплексов "Тор М-1". Информация об интересе венесуэльских военных к этим системам также проскакивала в официальных заявлениях. "Тем не менее, принимая во внимание ориентировочную стоимость всех перечисленных вооружений, не удается идентифицировать номенклатуру изделий примерно на 1 млрд долл.", - сказал "Времени новостей" замдиректора московского Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Не исключено, предположил он, что речь идет о военно-транспортных самолетах, скорее всего Ил-76. Дело в том, что в 2004-2005 годах. Венесуэла пыталась заказать в Испании от 6 до 12 транспортных самолетов С-295 производства местной компании CASA. Эта сделка была сорвана по настоянию США. С-295, правда, относятся к другому, меньшему, классу самолетов, нежели Ил-76. Тем не менее г-н Макиенко считает, что из отечественной оборонки именно Ил-76 был бы наиболее логичным экспортным товаром в данной ситуации.
Источники "Времени новостей", близкие к переговорам, подтвердили, что объявлены не все элементы оружейной сделки. Собеседник также подтвердил предположение, что "за кадром" осталась авиатехника.
Более открыто и развернуто вчера говорилось о нефти и газе. По словам г-на Чавеса, именно сотрудничество в этой сфере находится в отношениях двух стран на первом месте. "Мы знаем, что центральной темой встречи в Санкт-Петербурге (саммит G8) была тема энергетической безопасности, - сказал Чавес. - Учитывая крупные месторождения и запасы наших стран, для будущего развития мира Венесуэла и Россия играют очень значительную роль". При этом он без лишней скромности считает, что роль его страны в ближайшее время существенно возрастет, поскольку запасы новой нефтяной провинции в бассейне реки Ориноко оцениваются в 170 млрд баррелей. "Это помещает Венесуэлу на первое место с нашими запасами - даже выше, чем в Саудовской Аравии", - похвастался он Владимиру Путину.
Впрочем, пока, судя по всему, в Москве скорее рассчитывают на солидарность, чем опасаются конкуренции с Венесуэлой, особенно в контексте энергетического торга с партнерами по "большой восьмерке" и одновременно крупнейшими потребителями углеводородного сырья. Ранее Владимир Путин довольно успешно обсуждал перспективы газового альянса с другим, еще более одиозным для Запада лидером - президентом Ирана (обладающего вторыми в мире запасами газа) Махмудом Ахмадинежадом. Такие партнерства, может быть, и увеличат возможности Кремля вести энергетическую политику с позиции силы, но точно не добавят авторитета в глазах потребителей в западных демократиях.
В этой связи характерно резкое усиление активности российских компаний - "Газпром" и ЛУКОЙЛ стремительно наращивают присутствие в Венесуэле. Но главным прорывом может стать участие Москвы в реализации "проекта века" не только для Венесуэлы, но и для всей Латинской Америки, которая традиционно считается зоной жизненно важных интересов Соединенных Штатов. Вчера г-н Чавес обратился к России за помощью в строительстве газопровода протяженностью 8 тыс. км и стоимостью около 20 млрд долл., который планируется построить из Венесуэлы и Боливии в Бразилию, Аргентину, Парагвай и Уругвай. По информации "Времени новостей", Уго Чавес предлагает Москве полномасштабное участие в реализации мегапроекта, от проектирования и технического консультирования до поставок труб (в повестке переговоров было строительство при помощи российской компании производства труб большого диаметра в Венесуэле) и участия в финансировании.
Сама возможность строительства такой трансамериканской магистрали при участии "Газпрома" и без всякого контроля со стороны Вашингтона выглядит убийственно для доминирования США в регионе. А уж если он будет реализован, можно будет смело констатировать, что Уго Чавес вполне справился с ролью продолжателя дела Боливара.