Именем материнской компании
Арбитражный суд Москвы вчера принял решение, которое должно позволить Газпромбанку вернуть четверть крупного Южно-Тамбейского месторождения, расположенного на полуострове Ямал.
"Данный актив на законных основаниях принадлежит компании, входящей в группу "Газпром", поэтому мы очень внимательно следим за ходом данного судебного разбирательства", - сказал "Времени новостей" представитель газового концерна, намекнув таким образом на то, что в данном случае банк действует не только в своих инвестиционных интересах, но и во имя увеличения профильных активов группы. Пока в "Газпроме" отказываются комментировать свои планы относительно Южно-Тамбейского месторождения, хотя топ-менеджеры концерна не раз говорили, что монополия никогда не согласится на роль миноритария в газовых проектах в России.
Год назад "дочка" опорного банка группы "Газпром" - "Газпромбанк-Инвест" - приобрела у НОВАТЭКа блокирующий пакет акций компании "Тамбейнефтегаз". Ей с середины 90-х принадлежала лицензия на освоение месторождения, обладающего запасами 1,2 трлн кубометров газа. Остальными акциями владела компания "Тамбейгаз", подконтрольная Николаю Богачеву. Появление нового, связанного с монополией акционера, судя по всему, стало для него неприятным сюрпризом. К тому времени он вел интенсивные переговоры с иностранными компаниями о совместном освоении месторождения, строительстве завода по сжижению газа и его экспорту в США и Европу. Назывались даже потенциальные партнеры, среди которых первым номером шла испано-аргентинская Repsol. По информации "Времени новостей", испанская компания отказалась прислушиваться к предупредительным сигналам с ул. Наметкина о том, что не стоит таким образом выстраивать бизнес в России.
Тень иностранного акционера заставила Газпромбанк защищать свои инвестиции с удвоенной энергией, что и привело к вчерашнему решению. Параллельно был реализован "проект" по принятию закона "Об экспорте газа", который передал "Газпрому" эксклюзивные права на продажу СПГ за пределы страны (тем самым резко уменьшилась привлекательность проектов, которые могли бы реализоваться без участия монополиста).
На сегодня диалог между "враждующими" акционерами "Тамбейнефтегаза" не восстановлен. Его, по сути, и не было, поскольку г-н Богачев вел агрессивную оборону своего главного проекта, прекрасно понимая, что "Газпром" не ограничится ролью блокирующего акционера в проекте с такими запасами. И уж тем более не потерпит его продажи иностранцам. В результате допуск представителям "Газпромбанк-Инвеста" к информации и управлению был закрыт полностью (к примеру, с июня прошлого года все заседания совета директоров "Тамбейнефтегаза" проводились в заочной форме).
По последним данным, Газпромбанк контролирует 25,1% акций "Тамбейнефтегаза". Из них 20% находятся на балансе "Газпромбанк-Инвеста", остальные - у компании Wellstone Trading Ltd (причины раздела своего пакета в банке пояснить не смогли). Структура владения мажоритарным пакетом также претерпела изменения: ЗАО "Тамбейгаз", владевшее ранее 74,9%, снизило долю до 48,9% в пользу ООО "Нортгазпродукт" (11,9%) и ЗАО "Севобнефтегаз" (14,1%). Предположительно их по-прежнему контролирует г-н Богачев.