Цена закрытости
Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's в пятницу по собственной инициативе отозвало у компании "Татнефть" рейтинг В-.
Сама "Татнефть" вряд ли была заинтересована в сохранении рейтинга, поскольку так и не вняла многочисленным предупреждениям со стороны агентства. Компания уже давно не заботится о своей капитализации и не проявляет интереса к международному рынку заемных ресурсов.
Несмотря на то что среди российских крупных компаний это первый случай отзыва рейтинга по инициативе агентства, новость ни у кого не вызвала большого удивления. Взаимоотношения S&P и "Татнефти" всегда были непростыми. В октябре 2003 года агентство повысило рейтинг "Татнефти" с В- до В. Однако всего лишь через год, жалуясь на непрозрачность компании и слабое корпоративное управление, агентство вернуло рейтинг В-. В апреле текущего года, после того как "Татнефть" в очередной раз объявила о задержке публикации отчетности за 2004 год и первое полугодие 2005 года, рейтинг "Татнефти" был помещен в список CreditWatch с негативным прогнозом. Но поскольку никаких сигналов об улучшении ситуации не произошло, S&P решило не церемониться и просто отозвало рейтинг.
Кроме отсутствия отчетности в качестве причины отзыва рейтинга агентство указало на сомнения в источниках финансирования строительства Нижнекамского нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса - крупнейшего проекта "Татнефти". По данным S&P, его реализация может обойтись компании в 4,8 млрд долл., хотя "Татнефть" оценивает проект в 3 млрд долл. и при этом не указывает, откуда и на каких условиях будет их привлекать. Таким образом, резюмирует Standard & Poor's, "отсутствие доступной информации не позволяет определить текущее кредитное качество "Татнефти" и оценить риски кредиторов".
Как отмечают эксперты, если в начале 2000-х в правительстве Татарии делали ставку на повышение капитализации "Татнефти", то сейчас сконцентрировались на сохранении текущего уровня добычи и получении льгот и преференций от федерального правительства. В этом "Татнефть", активно лоббировавшая закон о дифференциации НДПИ и ратовавшая за присвоение федерального статуса Нижнекамскому комплексу, весьма преуспела. Присутствие на мировом рынке акций, требующее известной открытости, татарской компании, наоборот, стало в тягость. В июне этого года "Татнефть" объявила о намерении добровольно перевести свои бумаги с Нью-Йоркской фондовой биржи (NYSE) на Лондонскую (LSE). Причем причин перевода "Татнефть" не скрывала. На NYSE слишком жесткие правила, требующие больших расходов на регистрацию бумаг в SEC, говорилось тогда в сообщении "Татнефти".
Рынок спокойно воспринял новость об отзыве рейтинга. К закрытию торгов в пятницу цена акций "Татнефти" увеличилась на 0,9%, тогда как средний рост по нефтяным бумагам составил порядка 0,6%. По мнению участников рынка, "Татнефть" никогда и не воспринимали как публичную компанию и при оценке ее бумаг скорее обращали внимание на отношения основного акционера с правительством РФ, которые пока складываются весьма удачно. А к задержкам в публикации отчетности все, за исключением S&P, уже давно привыкли.