USD 90.9345

0

EUR 100.7958

0

Brent 71.61

0

Природный газ 2.294

0

...

Цены на бензин отправили вниз

Страна может спать спокойно. До 1 января 2007 года. Цены на бензин должны снизиться. Для начала на 0,3%.

Цены на бензин отправили вниз

Страна может спать спокойно. До 1 января 2007 года. Цены на бензин должны снизиться. Для начала на 0,3%. Вчера на специально созванном в Белом доме совещании Михаил Фрадков в достаточно резкой форме напомнил нефтяным компаниям их обещание не повышать цены на топливо. Нефтяники в ответ попробовали потребовать расширения пакета налоговых льгот, стимулирующих нефтепереработку.

Хотя в ближайшее время эти требования удовлетворены не будут, в Кремле не скрывают, что в будущем готовы пойти навстречу "бензиновым королям". Именно это и убедило бизнесменов объявить мораторий на повышение цен на топливо.
Свое недовольство вчерашними переговорами нефтяники с трудом сдерживали. Что в соответствии с принятыми сегодня правилами игры подтверждает тот факт, что они принципиально отказывались от комментариев. Ссылались при этом на то, что глава МЭРТ Герман Греф и руководитель "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов "уже все сказали на эту тему". А сказали они буквально следующее: "Мы договорились, что рост цен на бензин в 2006 году не превысит предельный уровень инфляции в 9%". В обмен же рабочая группа бизнеса и власти разработает концепцию мер по стимулированию переработки сырой нефти в нефтепродукты. Окончательных решений пока нет, но, как стало известно "Газете", речь идет о таких масштабных новациях, как снижение ЕСН и снижение НДС с постепенной его заменой налогом с продаж, что лоббируют, конечно, не чистые экспортеры, а именно нефтепереработчики. Ждать конкретных новаций в ближайшее время не стоит - впереди длительные переговоры. Герман Греф объявил о замораживании цен и даже снижении стоимости топлива до конца года на 0,3%. Если исходить из принятой нормы, что рост цен на бензин не будет опережать общую инфляцию, то бензин к концу года должен именно подешеветь, так как общий рост цен - 9%, а уже достигнутый на 1 сентября рост цен на бензин составляет 9,3%.

Бензин в обмен на налоги

В пакете, который выложили на премьерский стол бизнесмены, содержались такие встречные требования, как дифференциация НДПИ, введение налоговых каникул для новых месторождений, замораживание акцизов на нефтепродукты, снижение ЕСН до 13% и замена НДС на НСП в среднесрочной перспективе.

Общаясь с журналистами, Вагит Алекперов назвал это "комплексом мер, направленных на стимулирование инвестиций в нефтепереработку". Он давно возмущается тем, что действующее законодательство не позволяет бизнесу заинтересоваться строительством и модернизацией НПЗ. А отсюда, по его мнению, нехватка бензина, провоцирующая рост цен.

Впрочем, попытка бизнеса добавить к уже принятому год назад налоговому пакету постепенное снижение НДС до 13% и его замену на налог с продаж, а также дальнейшее сокращение ЕСН, смахивает на шантаж. Ведь год назад тот же Вагит Алекперов согласился с доводами премьера и министров экономического блока о том, что для стимулирования нефтепереработки и увеличения предложения на рынке топлива достаточно дифференциации НДПИ, снижения акцизов. И именно согласие правительства на этот пакет позволило тогда заморозить цены. Вчера о прошлогодних договоренностях бизнесменам напомнили. Ответ нефтяников - слишком трудно идет внедрение этих новаций.

Президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша этот тезис подтверждает: "Комплекс мер, включающий в себя и снижение налоговой нагрузки, и реконструкцию заводов, и дифференцирование акцизов, и отвязку НДПИ от мировых цен, который был озвучен еще в прошлом году, к сожалению, выполняется с большим трудом".
Однако, как пояснил "Газете" источник в аппарате правительства, "шаги в этом направлении все-таки предпринимаются, на что нефтяным компаниям и было указано". В частности, уже через месяц на рассмотрение правительства поступят документы, необходимые для запуска биржевой торговли нефтепродуктами.

Бизнес доверился Кремлю

В любом случае ответами правительства на поставленные вопросы нефтяные компании не удовлетворились, в чем и признался "Газете" источник в аппарате Белого дома. Однако на замораживание цен все-таки пошли. Возникает вопрос: почему? Ответ озвучил руководитель экспертного управления президента Аркадий Дворкович на своей лекции в Международном университете в Москве. По сути, он поддержал бизнес и обещал выполнить те требования, которые "нефтяные короли" предъявили правительству. "Договоренность - вещь относительная. Во всем мире для того, чтобы снизить цены на товары, снижают на них налоги", - сказал он. А практику уговоров бизнеса он квалифицировал как неэффективную. Что доказывают обстоятельства, при которых нефтяники "поддаются". Год назад решение о замораживании цен было принято одновременно со стабилизацией мирового рынка нефти. То есть бизнесмены не потеряли ровно ничего. "Если бы не прошлогодние договоренности не повышать цены, стоимость нефтепродуктов могла бы и снизиться из-за низкого спроса на них", - говорит Дворкович. А вчерашний мораторий был объявлен лишь после того, как в течение двух месяцев стоимость бензина росла галопирующими темпами.
Поддержал Дворкович и идею поэтапной замены НДС на налог с продаж и снижения ЕСН до уровня 13-14%. Это и есть гарантия Кремля, благодаря которой удалось заморозить цены на бензин. По сути, все, о чем говорил Дворкович, содержится в пакете предложений нефтяников, представленном на переговорах с Михаилом Фрадковым.

С чиновником из администрации президента не согласен заместитель директора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев. Он "не уверен, что снижение налогового бремени на нефтяные компании даст какой-то долгосрочный эффект, краткосрочный - безусловно". По его словам, "снижение цен на тот или иной товар или услугу зависит не только от налоговой нагрузки на компанию, но и от того, насколько развита рыночная конкуренция в этой среде". "В случае развитой рыночной конкуренции компании зачастую вынуждены торговать с очень низкой маржей", - отмечает он.

Как остановить рост цен на бензин?
Сергей Борисов, президент Общероссийской общественной организации "ОПОРА России", президент Российского топливного союза:
"Только не мораторием и не "рыночными механизмами", которые во время осеннего обострения у нас иногда пытаются включить. Это нужно делать системно и в течение длительного времени, не теряя ни часа, ни дня, ни года!
Прежде всего необходимо строить по-настоящему справедливое рыночное пространство на всей территории России и отказаться от локальных олигополий нефтяных компаний; отказаться от привязки НДПИ к мировым ценам; максимально поддержать слабеющий слой малого и среднего предпринимательства в рознице, поощрять конкуренцию в этом секторе и ни в коем случае не допускать дальнейшей интеграции и поглощения малых и средних предприятий.
И, конечно же, нужно учиться с помощью таможенных пошлин ставить заслон мировой конъюнктуре, особенно в период повышенного спроса в России. Учиться применять государственные интервенции через госкомпании - Росрезерв и другие. И довести до ума идею с биржей".

Николай Харитонов, первый заместитель председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам:
"Надо тем, кто продает и реализует нефтепродукты, за обеденным столом хлеба не давать! Может, тогда они и поймут его цену. В руках государства все, и если оно захочет-"

Борис Титов, председатель Общероссийской общественной организации "Деловая Россия":
"Прежде чем говорить о росте цен, нужно понять его причины. Он обусловлен, во-первых, недостаточно правильным регулированием рынка со стороны государства. Такие рынки должны регулироваться и быть демонополизированы, государство должно проводить эффективную антимонопольную политику. Мы предлагали варианты, как это сделать: прежде всего с помощью создания биржи нефтепродуктов, которая бы адекватно отражала соотношение спроса и предложения на внутреннем рынке.

Во-вторых, это налоговые стимулы - они бы стимулировали нефтяные компании оставлять больше нефтепродуктов на внутреннем рынке. Это правильное соотношение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Должен быть стимул не везти нефть или нефтепродукты на экспорт, а перерабатывать нефть и продавать бензин на внутреннем рынке. НДПИ не должен быть связан с внешним рынком, а компенсировать бюджет - объем средств, поступающих от НДПИ, - нужно за счет таможенных пошлин. Если так будет происходить регулирование, то разница между ценами на внутреннем и внешнем рынке будет больше. Соответственно, цены на внутреннем рынке снизятся".

Олег Малышкин, депутат Госдумы, экс-кандидат в президенты РФ:
"Да очень просто! Председатель правительства должен прийти, собрать их всех и сказать: "А ну-ка, ребятки, затормозите, пожалуйста! Иначе я посмотрю, какая у вас себестоимость бензина! Сейчас мы посчитаем, почему у вас цены растут!" И они все сделают как надо, успокоятся, и никакого роста не будет. Даже смогут снизить цены".

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram