Путешествие из Брюсселя и Москву
Сегодня премьер-министры России и Украины Михаил Фрадков и Виктор Янукович встретятся в Москве, чтобы зафиксировать условия поставок импортного газа наступающей зимой.
Из всей конфигурации готовящейся сделки на момент подписания номера было понятно только одно. Если будет принято политическое решение о сохранении для Украины на ближайшие полгода "льготной" оптовой цены (меньше 137-140 долл. за тыс. кубометров), убытки возьмет на себя швейцарский трейдер. Правда, СП "Газпрома" и г-на Фирташа нельзя назвать благотворительной организацией, следовательно, украинские власти должны гарантировать, что возникший "минус" будет компенсирован. Каким именно способом будет произведена эта компенсация, сегодня, по-видимому, объявлено не будет, чтобы не политизировать и так крайне напряженный диалог и не подставлять под политический удар украинских партнеров. Альтернатива такому развитию событий - пропорциональный рост цены на импортный газ для Украины уже с 1 октября. Такой вариант тоже не исключен. Правда, тогда г-ну Януковичу и компании придется объяснять избирателям и хозяйственным элитам невыполнение его собственного твердого обещания, что до конца года цифра 95 долл. за тыс. кубометров незыблема, а в следующем подрастет незначительно.
По соглашению о сотрудничестве между "Газпромом", "Нафтогазом Украины" и RosUkrEnergo от 4 января потребности украинских потребителей в импортном газе обеспечиваются швейцарским трейдером за счет закупаемого у "Газпрома" и "Казросгаза" сырья туркменского, узбекского и казахского происхождения. Сейчас этот газ покупается примерно по 65 долл. за тыс. кубометров, однако с 1 октября Туркменбаши поднял отпускную цену до 100 долл. С учетом транспортировки и 20-процентной маржи посредника сейчас газ продается по 95 долл., однако в четвертом квартале его справедливая цена составит 137-140 долл. Только до конца года крупнейшим промышленным предприятиям Украины (владельцы которых в основной массе и являются опорой партии г-на Януковича) пришлось бы раскошелиться на дополнительные 550-600 млн долл. Причем их бизнес-планы рассчитывались исходя из сохранения действующей цены, а значит, деньги пришлось бы "отрывать от сердца".
Одним из главных обещаний команды Януковича была заморозка цены 95 долл. до 1 января 2007 года. И премьер, и главный киевский переговорщик по газовым вопросам министр топлива и энергетики Юрий Бойко, который за месяц побывал в Москве пять раз, продолжали обещать 95 долл. даже после того, как "Газпром" в лице председателя правления Алексея Миллера согласился на закупку туркменского газа по100 долларов.
Последние две недели переговорный процесс в Москве шел практически без перерывов. В оперативном режиме его курировал зампред правления "Нафтогаза" Игорь Воронин (также возглавляет СП "Нафтогаза" и RosUkrEnergo - "Укргаз-Энерго", поставляющее импортный газ конечным потребителям на Украине). Со стороны "Газпрома" - глава юридического департамента и содиректор RUE Константин Чуйченко, RUE представляли второй содиректор Олег Пальчиков и сам Дмитрий Фирташ. Однако предложить "Газпрому" и RosUkrEnergo "активов", грубо говоря, "на миллиард" г-н Бойко, судя по всему, не смог. Или пока не смог. Но времена, когда сотрудничество строилось по формуле, которую источник, знакомый с российской переговорной позицией, образно назвал "газ в обмен на поцелуи", давно прошли.
Финансовых ресурсов у Киева сейчас просто нет. Есть обязательство погасить до конца октября перед RosUkrEnergo 320 млн долл. старых долгов, а также обещание вернуть швейцарскому трейдеру 5 млрд кубометров газа, который потерялся летом прошлого года в украинских подземных хранилищах. Минимальная стоимость этого газа составляет 750 млн долл. (за эту сумму год назад RUE выкупило право требование данного объема у "Газпрома"), рыночная цена в Европе будет близка к 1,5 млрд долларов.
В качестве жеста отчаяния г-н Бойко даже предпринял попытки "обойти" "Газпром" с флангов. Во время последних визитов он обсуждал с РАО "ЕЭС России" возможность поставок газа на украинские электростанции в обмен на выработанную электроэнергию, а "Транснефти" сделал привлекательное, по его словам, предложение по использованию газопровода Одесса-Броды. То есть фактически соблазнял российское правительство выгодами от сотрудничества в других областях ТЭК в обмен на уступки по газу. Однако вероятность того, что Белый дом решится поступиться интересами "Газпрома" ради прибыли других компаний (пусть и государственных), выглядит сомнительно.
Между тем перед приездом в Москву г-н Янукович второй раз за неделю съездил в Брюссель, где встретился с главой Европарламента Хосепом Боррелем, а также председателем Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу. Во время первого визита, который состоялся 14 сентября, Янукович заявил, что Украина откладывает вступление в НАТО до лучших времен в связи с негативным отношением украинцев к членству в Альянсе (это был политический реверанс в Москве, который, похоже, не был оценен в газодолларах).
Вчера геополитических сенсаций в штаб-квартире Евросоюза не было. Премьер Украины пообещал европейцам "теплую зиму", в том смысле, что в этот раз Киев не позволит себе отбирать российский газ из экспортных потоков, предназначенных странам ЕС. Вместе с тем он подтвердил, что не собирается отказываться от своих коалиционных обязательств не идти на слишком близкую интеграцию в восточном направлении в рамках ЕЭП.
Янукович также заявил о готовности Украины пройти путь, "который приведет к вступлению в Евросоюз". Для этого Украина готова преодолеть коррупцию и реформировать свою экономику. Продвижение в ВТО также является "одним из первоочередных приоритетов правительства", заверил глава премьер. По его словам, Украина "никогда не будет" создавать таможенный союз в рамках ЕЭП, поскольку "это противоречит украинской конституции". Янукович сообщил, что украинцы уже создали рабочую группу по подготовке соглашения с ЕС, куда будет включен пункт о создании зоны свободной торговли Украина-ЕС.