Mazeikiu Nafta снова продается
Польская PKN Orlen, похоже, раздумала покупать литовский нефтеперерабатывающий концерн Mazeikiu Nafta.
В итоге для польского покупателя нефтеперерабатывающий актив оказался уже не столь привлекательным. Как известно, PKN Orlen до сих пор не завершила сделку по выкупу 53,7% акций Mazeikiu Nafta у ЮКОСа и де-факто не является собственником литовского предприятия. Чтобы решить проблемы, руководство польской компании готовит встречу с конкурсным управляющим ЮКОСом Эдуардом Ребгуном. В ЛУКОЙЛе получить комментариев не удалось.
ЮКОС долгое время пытался продать контрольный пакет концерна Mazeikiu Nafta, в состав которого входят Мажейкяйский НПЗ, нефтетерминал "Бутинге" и литовские нефтепроводы. На акции претендовали не только ЛУКОЙЛ, но и "Роснефть", ТНК-ВР, "Сургутнефтегаз" и казахская "Казмунайгаз".
Однако проблема заключалась в том, что сделку должны были одобрить литовские власти, которым принадлежат остальные 40,66% акций комплекса, так как при продаже пакета право первоначального его выкупа имеет государство. Кроме того, Вильнюс собирался продать и часть своего пакета Mazeikiu Nafta, чтобы снизить дефицит бюджета. Поэтому выбор покупателя для властей стал в большей степени политическим вопросом. И российские претенденты остались за бортом: сначала была утечки информации, что выбор сделан в пользу "Казмунайгаза", но когда "Транснефть" отказалась прокачивать ее сырье транзитом через Россию, выбор пал на PKN Orlen, предложившую 1,49 млрд долл. Литовское правительство согласилось продать полякам еще 30,66% акций Mazeikiu Nafta за 851,8 млн долл. Сделка была воспринята как поражение временной администрации ЮКОСа, в котором уже началась процедура банкротства. Более того, средства от продажи между кредиторами ЮКОСа должен был распределить голландский суд, а он в отличие от российского арбитража считал таковыми только "Роснефть" и компанию Moravel, подконтрольную Group Menatep.
Тем не менее сделка между ЮКОСом и PKN Orlen еще не завершена - для этого необходимо получить одобрение Еврокомиссии, а польская компания пока даже не представила ей никаких официальных документов по сделке. К тому же топ-менеджеры PKN Orlen неоднократно указывали, что в подписанном ими договоре есть пункт о том, что в случае значительного снижения стоимости актива они имеют право разорвать сделку. А после прекращения поставок сырья по нефтепроводу "Дружба" в конце июля цена 2,4 млрд долл., которую надо заплатить за Mazeikiu Nafta ЮКОСу и правительству Литвы, кажется полякам слишком высокой.
Выход из ситуации, судя по всему, будут искать руководители PKN на предстоящей встрече с г-ном Ребгуном. Как сообщил "Времени новостей" конкурсный управляющий ЮКОСом, именно поляки стали инициаторами встречи. Он, правда, не уточнил когда, в каком формате и с кем именно будет встречаться. "Сейчас это обсуждается", - добавил г-н Ребгун. В то же время он заявил, что не собирается способствовать снижению стоимости доли ЮКОСа в Mazeikiu Nafta: "Эта цена (1,49 млрд долл. - Ред.) была в свое время одобрена американским судом, так что она справедлива. Как и кому потом они будут продавать этот пакет, меня не касается. Это касается владельцев завода и правительства Литвы". Впрочем, г-н Ребгун утверждает, что рассматривает возможность продать акции литовского концерна другой компании: "Я как конкурсный управляющий заинтересован продать актив ЮКОСа максимально дорого, это будет в интересах и должника, и кредиторов".
ЛУКОЙЛу, объявившему о планах увеличить на 75% объем нефтепереработки за десять лет, в том числе за счет покупки перерабатывающих заводов в Восточной Европе, Mazeikiu Nafta пришелся бы весьма кстати. Тем более что компания пытается его купить не впервые. Но у ЛУКОЙЛа не так много времени на то, чтобы договориться с PKN, литовским правительством и г-ном Ребгуном: в декабре "Транснефть" намерена завершить ремонт нефтепровода "Дружба", и тогда у польской компании может пропасть желание продавать Mazeikiu Nafta.