Черная игла для Краснодарского края
Глава Краснодарского края Александр Ткачев, недавно проводивший Кубанский экономический форум с участием Владимира Путина и практически всех российских нефтяных генералов, решил поторопить правительство с принятием решения о переориентации поставок с.
Идею о переориентации экспорта "Роснефть" отстаивает уже давно и безуспешно. Владимир Путин в Туапсе не дал Сергею Богданчикову четкой гарантии того, что этот вопрос будет решен в пользу государственной компании. В начале этого года "Роснефть" обратилась с соответствующей просьбой в правительство.
По мнению компании, после завершения модернизации нефтеперерабатывающего завода в 2010 году Туапсинский порт может быть переоборудован под экспорт только нефтепродуктов. В марте же вопрос о переориентации экспортной нефти был вынесен на совещание в Минпромэнерго, в ходе которого представители других нефтяных компаний эту идею не поддержали. Как сообщало тогда министерство, нефтяники требовали при одновременном расширении Туапсинского завода сохранить за собой объемы экспорта. В итоге было решено создать рабочую группу из представителей федеральных властей, "Транснефти" и заинтересованных нефтяных компаний. Но, похоже, на том дело и закончилось.
По данным источника в министерстве, рабочая группа если и была создана, то никакую деятельность не проводила. А на уровне компаний этот вопрос больше не поднимался.
Сейчас по трубопроводной системе "Транснефти" в Туапсе доставляется порядка 10 млн тонн сырой нефти, из которых 4,1 млн идет на завод, а 5-6 млн - на экспорт. Этот путь используют многие крупные нефтяные компании, в первую очередь ЛУКОЙЛ и "Сургутнефтегаз". Естественно, полностью отказаться от экспорта нефти через Туапсинский терминал эти компании вряд ли захотят. "Через Туапсинский терминал проходит светлая нефть из Западной Сибири, которая не смешивается с высокосернистой татарской нефтью, - отмечает аналитик компании "Солид" Денис Борисов. - В результате она идет с премией в среднем 3-4 долл. за баррель к той, что проходит через Новороссийск или Бутинге".
Поэтому ЛУКОЙЛ, как говорят в компании, не заинтересован отдать экспорт легкой нефти, более того, ему не нужны и нефтепродукты Туапсинского НПЗ. "Для экспорта нефтепродуктов у нас есть свой недавно открытый терминал в Высоцке", - сказал "Времени новостей" представитель компании.
По планам "Роснефти" в результате модернизации Туапсинского НПЗ мощности переработки увеличатся до 12 млн тонн в год, при этом НПЗ сможет производить нефтепродукты, соответствующие стандартам "Евро-4". Но такие объемы нефти "Роснефть" вполне может поставить самостоятельно, считает г-н Борисов. "К этому времени уже будет введено Ванкорское месторождение, кроме того, поставки могут идти с "Пурнефтегаза" и "Юганскнефтегаза", - утверждает он. - Так что даже если компания приобретет все нефтеперерабатывающие активы ЮКОСа, ей все равно не будет хватать мощностей".
В "Транснефти" уверяют, что на эти объемы транспортных мощностей хватит.
Какой именно объем сырой нефти запросил губернатор Александр Ткачев, в администрации не сообщают. Свою заинтересованность руководство края объясняет увеличением количества рабочих мест и налоговых поступлений от переработки нефти примерно на 30%. По словам представителя администрации, вопрос о том, чтобы экспортировать не нефть, а продукты ее переработки, в России стоит уже давно. "В обращении к правительству мы предлагаем один из механизмов его решения", - уточнил он.
В "Роснефти" вчера предпочли не комментировать письмо г-на Ткачева.