Нефтеналивная сделка
Правительство Латвии вчера наконец приватизировало 39% акций нефтеперевалочного холдинга Ventspils Nafta. Аукцион проходил в открытой форме на Рижской фондовой бирже.
Литовские власти не скрывают, что разочарованы ценой холдинга Ventspils, который когда-то был одним из основных нефтеперевалочных пунктов по экспорту российской нефти. Министр экономики Латвии Айгар Штокенбергс сразу после объявления результатов торгов заявил, что надеялся на более высокую цену. По его мнению, многих серьезных инвесторов отпугнула суматоха, поднятая вокруг процесса приватизации холдинга, в том числе разногласия между акционерами. Недоволен итогами аукциона и г-н Грантс. "Аукцион состоялся, и цена была выше минимальной. Мы, конечно, надеялись, что она будет еще выше, но, возможно, она отражает реальную рыночную стоимость", - сказал он балтийскому агентству BNS.
Впрочем, экспертов цена сделки с госакциями Ventspils Nafta не удивляет. Раньше через Вентспилс в Европу шел значительный поток российской нефти по трубопроводу Полоцк-Вентспилс, но после того как с 2003 года "Транснефть" прекратила транзит сырья через Латвию, порт находится в весьма плачевном состоянии - в прошлом году компания получила более 32 млн евро убытка. Основной доход предприятия приходится на перевалку нефтепродуктов - 4,1 млн тонн (49,39% от общего потока грузов) по итогам 2005 года.
В Ventspils Nafta входят компания по перевалке нефти и нефтепродуктов Ventspils Naftas Terminals, трубопроводные предприятия LatRosTrans и Rietumu caurulvadu sistema, Латвийское пароходство, а также компании, занимающиеся полиграфией, недвижимостью и издательской деятельностью. Основным акционером Ventspils Nafta наряду с государством является Latvijas Naftas Transits (LNT), которой принадлежит 42,3% акций, остальные 19% распределены между частными инвесторами. Правительство Латвии уже давно мечтало избавиться от своего пакета. Изначально предполагалось объединить доли LNT и правительства для более выгодной продажи, однако стороны не смогли договориться. И летом прошлого года Латвия, подписав договор с консорциумом в составе Parex Bank, Suprema Securities и IBS Suprema об организации продажи, выставила свою долю на аукцион через Рижскую фондовую биржу. Государство собиралось выручить не менее 125 млн долл., но по такой цене бумаги никто не купил.
О своем интересе к Ventspils в августе этого года говорила польская PKN Orlen, планировавшая использовать его как терминал для транспортировки нефтепродуктов с НПЗ Mazeikiu Nafta, договор о приобретении которого у ЮКОСа был подписан в мае. Кроме того, госпакетом Ventspils интересовалась казахская "Казмунайгаз". Среди кандидатов называлась и "Роснефть". Однако на этой неделе первый вице-президент российской компании Николай Борисенко заверил, что "Роснефть" участвовать в аукционе не собирается. За день до аукциона представители Ventspils Nafta заявляли, что в ходе road-show в Таллине, Риге, Хельсинки, Стокгольме, Лондоне, Франкфурте и Париже инвесторы, особенно международные, проявили большой интерес к госпакету. А ранее председатель правления холдинга Олга Петерсоне подчеркивала, что "лучший сценарий для будущего VN - покупатель из России, занимающийся нефтебизнесом".
С продажей госпакета Ventspils Nafta остается открытым вопрос о том, как будут строиться отношения нового акционера, пришедшего вместо государства, с остальными частными акционерами. Официально владельцы Latvijas Naftas Transits не раскрываются. Но обычно в этой связи в Латвии упоминают так называемую "вентспилсскую группу", во главе которой стоит мэр Вентспилса Айвар Лембергс. По неофициальной информации, внутри этой группы произошел разлад. Дело в том, что летом генеральная прокуратура Латвии предъявила мэру обвинения в отмывании "грязных" денег, взяточничестве и конфликте интересов. На этой неделе президент страны Вайра Вике-Фрейберга недвусмысленно дала понять, что не собирается номинировать Айвара Лембергса на премьерский пост. Все это, считают эксперты, несомненно, повлияет на отношения акционеров Ventspils Nafta.