Против природы
Минприроды, похоже, сдает позиции в скандале вокруг проекта "Сахалин-2".
Кроме того, сегодня на допрос в прокуратуру вызван исполняющий и.о. руководителя "Росприроднадзора" по Сахалинской области Дмитрий Беланович - оператор проекта Sakhalin Energy пожаловалась на неправомерность действий его ведомства при проведении контрольных и надзорных проверок проекта. В случае неявки г-н Беланович будет привлечен к ответственности, отмечено в сообщении Минприроды. И наконец, глава Минпромэнерго Виктор Христенко заявил вчера: "Дело идет к тому, что оснований для пересмотра этих договоров (льготного режима раздела продукции. - Ред.) нет".
Аннулировать заключение экологов от 2003 года Минприроды не удается. Это может сделать "Ростехнадзор", но он всячески затягивает рассмотрение вопроса, а без его решения отменить положительную экспертизу может только суд. В связи с этим и был подан иск в Пресненский суд - входящий в состав Минприроды "Росприроднадзор" стал судиться со своим же министерством. А суд вчера этот иск отказался рассматривать. "Мы считаем это решение необоснованным и незаконным и намерены обжаловать его в вышестоящей инстанции", - цитирует ИТАР-ТАСС юриста "Росприроднадзора" Дмитрия Колосова.
По словам пресс-секретаря Минприроды Рината Гизатулина, дело рассматривалось судьей, которая уже несколько лет занимается исками экологов к "Росприроднадзору", Минприроды и Sakhalin Energy. "Видимо, у Sakhalin Energy административный ресурс сильнее, чем у нас, видимо, у них хорошие юристы", - отметил он. Теперь Минприроды возлагает надежды на суд, который должен состояться 15 ноября по иску экологической организации "Родник" к Минприроды и "Росприроднадзору", подписавшим заключение госэкспертизы. "Там будет уже другой судья", - подчеркнул г-н Гизатулин.
Предстоящие слушания будут уже четвертыми по счету, в ходе которых экологические организации и природоохранные ведомства пытаются оспорить решение госэкспертизы. Все предыдущие решения Пресненского суда, в том числе по искам экологов в мае 2005 года и в августе 2006 года, признавали положительное заключение госэкспертизы правомерным. В Sakhalin Energy утверждения об административном ресурсе назвали "смехотворными".
Главный конфликт вокруг "Сахалина-2", как известно, связан с тем, что структуры Минприроды пытаются аннулировать положительное заключение экологической экспертизы второго этапа, что может привести к остановке работ. Интерес к ситуации вызван прежде всего тем, что в проекте нет ни одного российского участника: 55-процентная доля принадлежит Shell, 25-процентная и 20-процентная - японским Mitsui и Mitsubishi. Именно поэтому намерения Минприроды вызвали большой международный резонанс, а Япония даже пригрозила разорвать торговые отношения с Россией в случае остановки "Сахалина-2". В свою очередь, российские власти обращали внимание на незаинтересованность в увеличении сметы затрат по проекту в два раза, до 20 млрд долл., и аккуратно предлагали участникам всех проектов, которые реализуются на условиях СРП, отказаться от этого режима и перейти к обычному налогообложению.
Дискуссия сопровождалась несколькими поездками замглавы "Росприроднадзора" Олега Митволя на Сахалин и его резкими высказываниями о нарушениях природоохранного законодательства. Теперь же на остров собирается приехать сам Юрий Трутнев. Его визит запланирован на 25 октября. Министр намерен лично ознакомиться с ситуацией, и в первую очередь с тем, как Sakhalin Energy устраняет нарушения, выявленные "Росприроднадзором".
По словам министра, до этого он не готов принимать какие-либо решения и комментировать дальнейшее развитие событий. "Возможно абсолютно все, в зависимости от того, насколько полный и исчерпывающий план по устранению нарушений представит компания", - сказал глава Минприроды. По его словам, если представленный план будет принят правительством, то "не будет целесообразности в остановке проекта... Если такие меры не будут приняты, возможны любые санкции". В ответ глава Shell в России Крис Финлейсон сообщил, что к визиту г-на Трутнева на Сахалин компания представит министру результаты работы по исправлению нарушений при строительстве трубопровода, выявленные в ходе сентябрьской проверки. По его словам, на данный момент Sakhalin Energy уже устранила более 90% нарушений, выявленных в сентябре "Росприроднадзором".
В то же время Sakhalin Energy обратилась в межрайонную природоохранную прокуратуру Сахалинской области с жалобой на сахалинский "Росприроднадзор". Как написано в пресс-релизе сообщившего об этом Минприроды, прокуратура просит "предоставить ряд документов, в частности, списки должностных лиц "Росприроднадзора", принимающих участие в проверке проекта "Сахалин-2", копии всех составленных в октябре актов о нарушении природоохранного законодательства, копию приказа руководителя "Росприроднадзора" С.И. Сая о проверке проекта освоения Пильтун-Астохского и Лунского лицензионных участков".
Вчера свою позицию в отношении "Сахалина-2" решил высказать и Виктор Христенко, ведь именно в его министерстве находится наблюдательный совет по проекту. Он сначала уточнил, что в России все компании обязаны соблюдать природоохранное законодательство: "Во всех соглашениях зафиксирована норма о том, что законодательство в сфере экологии не является предметом соглашения (имеется в виду СРП. - Ред.), но распространяется на всех инвесторов". Тем не менее, по его мнению, сейчас не следует связывать экологические нарушения с переводом проекта на национальный режим налогообложения: "Отказ от СРП и изменения к нему - продукт соглашения двух подписавших его сторон. Я сегодня такие изменения не предлагаю и не могу обсуждать, так как мне этого никто не предлагал", - заявил г-н Христенко журналистам.
Кроме того, по его словам, вопрос об увеличении сметы по проекту "находится в рамках государственной экспертизы, дальше придется понимать, как эти затраты могут быть разделены государством". "Но удорожание проекта не должно вести к снижению интереса, получаемого от проекта Россией", - указал он.
Независимая экспертиза по "Сахалину-2", которая проводилась государственной "Зарубежнефтью" по заказу наблюдательного совета проекта (этот орган существует в структуре Минпромэнерго), уже завершена. Как отмечено в заключении экспертизы, "обоснованными могут считаться капитальные затраты на реализацию второго этапа проекта за 2001-2014 гг. в размере 17,6 млрд долл.". Эти данные ни в Sakhalin Energy, ни в госорганах не комментируют.