USD 90.9345

0

EUR 100.7958

0

Brent 71.61

0

Природный газ 2.294

0

...

Соединить несоединимое

Минпромэнерго снова вспомнило о проекте строительства нефтепроводной перемычки Тихорецк-Кропоткин, которая могла бы соединить трубу Каспийского трубопроводного консорциума с системой Баку-Новороссийск, принадлежащей "Транснефти".

Соединить несоединимое

Минпромэнерго снова вспомнило о проекте строительства нефтепроводной перемычки Тихорецк-Кропоткин, которая могла бы соединить трубу Каспийского трубопроводного консорциума с системой Баку-Новороссийск, принадлежащей "Транснефти". Как сообщил в минувшую пятницу Интерфаксу источник в министерстве, этот вопрос обсуждался в начале октября на заседании правительственной комиссии по ТЭК.

Тогда Минпромэнерго, Федеральной службе по тарифам, Минэкономразвития и другим ведомствам поручили проработать и представить свои предложения о строительстве этой перемычки. В "Траснефти" "Времени новостей" подтвердили свою заинтересованность в этом проекте, но подчеркнули, что пока не достигнуты договоренности с российскими акционерами КТК - ЛУКОЙЛом и "Роснефтью" - об объеме прокачки. Без этого монополия не будет начинать строительство перемычки. Так что, судя по всему, вопрос об ее строительстве укладывается в рамки противостояния России и КТК.

Перемычка Тихорецк-Кропоткин предусматривалась еще при подготовке проекта строительства КТК, постановление о создании которого было подписано в 1997 году. С началом работы КТК российские чиновники вернулись к этой идее и предложили "Транснефти" стать оператором проекта этого трубопровода. Предполагалось, что мощность перемычки составит около 8 млн тонн в год, длина - 60-70 км, а затраты на проект - примерно 50-60 млн долл. Госмонополия согласилась, но потребовала от российских компаний, в первую очередь от участвующих в КТК, гарантий на прокачку через Тихорецк-Кропоткин такого объема нефти. При этом оплата за транспортировку должна была взиматься по системе take or pay, то есть на основе заявленного объема, а не реальной прокачки. Такая система гарантировала бы "Транснефти" окупаемость проекта. Ни одна из компаний таких гарантий не предоставила, и проект соединения КТК с системой Баку-Новороссийск был отложен на неопределенный срок.

Несмотря на то что проект перемычки вновь обсуждался в правительстве, как и четыре года назад, нефтяные компании не готовы дать гарантии поставок и настороженно относятся к инициативам чиновников. "Если эта идея будет воплощаться во что-то реальное, то мы рассмотрим этот вариант поставок", - туманно отметили в "Роснефти". Не заинтересован в соединении нефтепроводных систем и ЛУКОЙЛ. "Мы согласны изучить этот вопрос, но рассчитывать в основном все же будем на КТК, - подчеркнули в компании. - Пользуясь своими квотами, мы прокачиваем по КТК свою казахскую нефть. В частности, с 2008 года по этому трубопроводу пойдет нефть с Северного Каспия, которая лучше по качеству, чем та, что прокачивается в системе "Транснефти". Если строить такую перемычку, то это означает пустить туда нефть в том числе из Башкирии и Татарстана, то есть получить в итоге ту же Urals". В случае нехватки транспортных мощностей компания готова рассматривать трубопровод Баку-Джейхан.
Минпромэнерго настроения компаний, судя по всему, известны. Поэтому стремление соединить системы продиктовано, скорее, желанием укрепить контроль над КТК, единственным нефтепроводом на территории России, не числящимся на балансе "Транснефти". Созданный в 2001 году специально для перекачки казахской нефти на базе нефтепровода Тенгиз-Новороссийск консорциум представляет собой своего рода частно-государственную структуру, где половина уставного капитала принадлежит России (самая большая доля в проекте - 24%), Казахстану (19%) и Оману (7%), а остальные 50% поделены частными нефтяными компаниями.

Отношения России и КТК уже давно натянутые, поскольку с начала работы консорциум так и не принес стране никакой прибыли: вся выручка, получаемая от прокачки нефти, идет на погашение кредитов, привлеченных компанией под строительство. При этом повышать тарифы акционеры КТК отказываются. Россия добилась смещения главы КТК - представителя Chevron Йена Макдональда. Этот пост занял топ-менеджер "Зарубежнефти" Владимир Раздухов, который пообещал первую налогооблагаемую прибыль по проекту в 2008 году, а в 2014-м - погашение всех кредитов. Но, видно, такое решение российскую сторону тоже не удовлетворило: летом налоговики подали иск к российской "дочке" консорциума в арбитражный суд Москвы, признавший ее виновной в укрывательстве 4,5 млрд руб. прибыли.

Причем адвокаты КТК тут же заявили о намерении оспорить это решение. Помимо судебных разбирательств чиновники Минпромэнерго, по сообщениям ряда СМИ, предложили перевести российскую часть трубопровода КТК в реестр естественных монополий, что позволит регулировать тарифы на прокачку нефти. Правда, в минувшую пятницу глава Минпромэнерго Виктор Христенко заявил, что пока он таких предложений не получал.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram