Chevron впадает в каспийское горе
Минпромэнерго России отвергло проект частных акционеров Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) во главе с Chevron по расширению его мощностей.
Как уже ранее писал Ъ, в августе 2006 года негосударственные акционеры КТК во главе с Chevron предложили государственным акционерам, в первую очередь России, проект компромиссного решения, выводящего КТК из нынешней сложной ситуации. В пятницу же глава Минпромэнерго Виктор Христенко направил письмо главе подразделения Chevron по Евразии Гаю Холлингсуорту, в котором отверг все компромиссы и известил, что Россия как акционер будет придерживаться жесткой позиции в отношении консорциума.
Каспийский трубопроводный консорциум v владелец единственного частного нефтепровода в России, соединяющего месторождения Казахстана с Новороссийском. Крупнейшие государственные акционеры v Россия (24%), Казахстан (19%) и Оман (7%), негосударственные v Chevron (15%), СП ЛУКОЙЛа и BP (12,5%), СП "Роснефти" и Shell (7,5%).
Напомним, в мае 2006 года КТК обвинен Федеральной налоговой службой (ФНС) в использовании "налоговых схем", невыгодности для России принципов работы КТК. ФНС начала взыскание с КТК 4,7 млрд руб. неуплаченного налога на прибыль. Представители Минпромэнерго, ФНС, Росэнерго неоднократно заявляли, что КТК должен изменить схему работы и устав v предложения были оформлены Россией и Казахстаном в меморандуме о взаимопонимании. В ответ негосударственные акционеры КТК предложили свой план выхода из конфликта, зафиксированный в обращении добывающих компаний-акционеров. Именно на него Виктор Христенко и ответил письмом #03-350П/О от 3 ноября (копия документа имеется в распоряжении Ъ).
Частные акционеры КТК предлагают России следующие изменения в режиме работы консорциума. Это единовременное повышение тарифов трубопровода КТК с $27,38 за перекачку тонны нефти из Казахстана в Новороссийск на $2,5, немедленное одобрение Россией проекта расширения мощностей КТК с 34 до 67 млн тонн в год, внесение в устав КТК изменений, увеличивающих роль добывающих компаний в КТК, снижение ставок по кредитам частных акционеров КТК консорциуму до 10,5% годовых, реструктуризация долгов КТК со сроком их погашения в 2014 году. Изменения предлагается принять пакетом.
Виктор Христенко категорически отвергает и пакетный принцип, и содержание предложений Chevron. Так, он сомневается в том, что новая версия устава КТК-Р не противоречит законодательству РФ, считает недостаточным повышение тарифа КТК на $2,5, предлагает погасить долги КТК не до 2014 года (в Chevron вообще предлагают не указывать дату окончательного погашения долга), а до 2012 года.
Минпромэнерго в своем письме не указывает, какие ставки тарифа оно считает выгодными России. Но, как сообщили Ъ источники, близкие к Росимуществу, глава Росэнерго Сергей Оганесян в письме #ОС-2112 в адрес замглавы Росимущества Юрия Медведева 13 октября предложил увеличить тариф КТК до $38 v на 38,79% выше нынешнего. В письме господина Оганесяна предлагается поставить вопрос о росте тарифа до $38, однако акционерам КТК это предложение из Росимущества не поступало.
Расширять КТК Минпромэнерго согласно v но на принципиально других условиях, нежели Chevron. Виктор Христенко предлагает гасить долг КТК (сейчас v около $5,3 млрд) вне зависимости от проекта расширения, а увеличивать мощность трубопровода на условиях take or pay. Это снижает для Chevron, Shell, других компаний, добывающих нефть в Казахстане, всю привлекательность проекта расширения КТК.
В московском офисе Chevron вчера подтвердили, что знают о письме Виктора Христенко, но "официально компания его еще не получила". В компании лишь подтвердили, что "активно работают" с акционерами КТК по проекту его расширения. В Минпромэнерго переписку министра с Chevron не комментируют.
Хотя тон письма Виктора Христенко Гаю Холлингсуорту подчеркнуто нейтрален, Минпромэнерго есть чем угрожать акционерам КТК. Как ранее писал Ъ, Федеральная служба по тарифам и Росэнерго уже предлагают распространить с 2007 года на тарифы КТК госрегулирование (см. Ъ от 19 октября). А глава ФНС Анатолий Сердюков, как и Сергей Оганесян, не исключает (см. Ъ от 27 сентября) и банкротства КТК с подачи России.
Успех России в будущей борьбе за контроль над КТК неочевиден. Минпромэнерго утверждает, что его позиция согласована с госакционерами КТК, но Казахстан и Оман (совместно с ними РФ владеет более 50% капитала КТК) в голосованиях акционеров консорциума нередко поддерживают позицию Chevron. Это легко объяснимо: в случае репрессий России к консорциуму интересы Казахстана, где работает крупнейший клиент КТК, компания "Тенгизшевройл" (оператор проекта v Chevron), пострадают в первую очередь.