Тропой энергетического мира
Первая леди Германии, Евросоюза и "большой восьмерки" Ангела Меркель продолжает готовиться к первому в таком триедином качестве визиту в Россию, запланированному на ближайшее воскресенье. Встреча в Сочи обещает быть напряженной.
Вчера польская правоцентристская газета Rzeczpospolita опубликовала интервью с канцлером Меркель, в котором она настаивает на необходимости заключения нового стратегического соглашения о сотрудничестве между Россией и ЕС взамен истекающего осенью текущего года и обещает сделать все, чтобы препятствия, стоящие на пути к диалогу по этому поводу, были устранены. Прежде всего требуется добиться от Варшавы отмены вето на ведение переговоров с Москвой. Но г-жа Меркель ждет, что и Россия постарается сделать все, чтобы сохранить доверие своих европейских партнеров-потребителей.
В ноябре прошлого года Польша заблокировала предоставление Европейской комиссии мандата на переговоры с Россией относительно выработки нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, по сути заморозив процесс подготовки нового документа. Для снятия вето Варшава требовала от Брюсселя заставить Москву отменить запрет на импорт польского мяса и некоторых других видов продовольствия. "ЕС предпринял ряд действий в этой области и предпримет новые, - сказала в интервью г-жа Меркель. - Если во время моей поездки в Россию 21 января не удастся найти решения, я сделаю все возможное, чтобы довести дело до конца". "Новое соглашение (с Россией. - Ред.) необходимо", - также отметила канцлер Германии, по словам которой сотрудничество ЕС и России является "стратегическим партнерством".
Но помимо торговых барьеров российско-польские отношения сильно осложняет проект трансбалтийского газопровода "Северный поток". Варшава относится к нему резко негативно, считая, что труба, обходящая Польшу по морю, "направлена" против ее экономических интересов. Брюссель эту позицию игнорировать не может. Но властям Германии еще труднее: ведь, с одной стороны, газопровод выходит именно на немецкий берег, а с другой - и с Польшей нужно сохранять добрососедские отношения.
Проблема "Северного потока" стояла перед Ангелой Меркель еще во время предвыборной кампании в 2005 году. С тех пор она постоянно предпринимает попытки смягчить отношение поляков к проекту, возглавляет который ее предшественник Герхард Шредер. "Я не могу ничего поделать с тем фактом, что в Польше никто не заинтересован в этом проекте", - посетовала она. Польша, если захочет, может получить выгоду от газопровода из России в Германию, который будет проложен по дну Балтийского моря (как известно, его специально проектировали в обход территорий капризных транзитеров). "Появились сомнения в том, что этот проект направлен против таких участников Европейского союза, как Польша и балтийские страны, - оправдывалась канцлер Германии. - Это не входило в наши намерения. Мы обдумываем создание возможностей для того, чтобы Польша и балтийские страны могли откачивать газ из Северо-Европейского газопровода".
Скорее всего, речь не идет о возможности строительства газопроводов-отводов - они не предусмотрены проектом, который сейчас уже проходит стадию согласования в госорганах России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии, чьи юрисдикции затрагивает проект. Скорее, канцлер имеет в виду возможные гарантии со стороны Берлина - в случае необходимости Польша сможет получать необходимый ей газ с германской территории. "Нам нужно, чтобы создавалась газопроводная сеть, которая бы работала как инфраструктура по перетокам электроэнергии между странами Евросоюза, - заявила г-жа Меркель в интервью. - Это создаст большое количество возможностей для газового сотрудничества внутри ЕС".
От Москвы же она ждет, как и все, предсказуемости, которая является необходимым атрибутом доверия. "Россия должна сделать все, чтобы остаться партнером, на которого можно положиться, как это было в энергетическом секторе на протяжении десятилетий", - заявила председатель Евросоюза и "большой восьмерки". Впрочем, минувший год российские партнеры потратили на то, чтобы западные партнеры считались с Москвой. Но вместо того, чтобы укрепить доверие, лишь заставили бояться новостей от восточного партнера-поставщика.