Российская нефть размоет белорусские налоги
Как и предполагал Ъ, соглашение по нефти с Россией для Белоруссии вылилось в необходимость снижения налоговой нагрузки на нефтепереработку в стране.
Белорусские нефтеперерабатывающие заводы "Нафтан" и Мозырский вчера представили правительству страны свои предложения, направленные на снижение налоговой нагрузки в связи с изменившимися условиями поставок нефти в Белоруссию и экспорта нефтепродуктов. Об этом сообщает информагентство "Интерфакс" со ссылкой на заместителя гендиректора "Нафтана" Николая Колбасенко. Источник Ъ в одной из российских нефтекомпаний пояснил, что подписанное 12 января межправительственное соглашение России и Белоруссии о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов (см. Ъ от 15 января) привело к тому, что деятельность всех игроков на рынке нефти и нефтепродуктов стала нерентабельной. К этому привело удорожание нефти в результате введения пошлины на ее экспорт из России ($53 за тонну) и снижение привлекательности экспорта нефтепродуктов из Белоруссии в результате выравнивания вывозных пошлин на них с российскими (повышение почти вдвое для высокооктановых бензинов). Дополнительно ухудшают экономику нефтепереработки страны высокие ставки акцизов на бензины.
В 2006 году объем нефтепереработки на Мозырском НПЗ и "Нафтане", по данным компании "Петромаркет", превысил 22 млн тонн, из них около 1,6 млн – нефть, добываемая в Белоруссии, остальное – 20,8 млн тонн российских поставок. По разным оценкам, 30-50% нефти российские нефтяники перерабатывали по давальческим схемам, продавая нефтепродукты на экспорт или на внутреннем рынке. Сейчас в Белоруссии действуют акцизы на Аи-95 в размере $455 за тонну, на Аи-92 – $400, что в три раза выше российских ($140 за тонну). В отпускной цене на нефтепродукты в Белоруссии акцизы занимают 40%. Поступления в бюджет от акцизов составляют $840 млн в год.
По данным Ъ, Мозырский НПЗ уже купил 600 тыс. тонн нефти по новой для страны цене – $273,2 за тонну (с учетом $53 новой российской экспортной пошлины). Этих объемов заводу хватит на месяц работы. Таким образом, ценовые условия продажи российскими компаниями нефти в Белоруссию практически не ухудшились. Однако давальческие контракты на этот год, по информации Ъ, пока ни "Газпром нефть", ни ЛУКОЙЛ, ни "Сургутнефтегаз", ни "Русснефть" (именно они поставляют нефть на НПЗ) не заключили.
В "Газпром нефти", "Русснефти" и ТНК-ВР отказались сообщить, будут ли в новых условиях использовать давальческие схемы. В "Роснефти" (28,9% общего объема поставок российской нефти в Белоруссию) говорят, что продают всю поставляемую в Белоруссию нефть трейдеру, который не аффилирован с компанией,– то есть, по официальной версии, не используют давальческие схемы вообще. Полностью продает свою нефть "Белнефтехиму" и "Сургутнефтегаз" (еще 27,5%). Только в ЛУКОЙЛе (13,7% поставок) выразили готовность и дальше перерабатывать нефть в Белоруссии по всем ранее применявшимся схемам. "У нас есть сети АЗС в Белоруссии и соседних странах. Даже несмотря на изменение условий, это направление остается привлекательным",– пояснили Ъ в компании. Отметим, что она работает в стране через резидента "ЛУКОЙЛ-Белоруссия" и ряд других дочерних предприятий. Представитель другой нефтекомпании пояснил Ъ, что, "если не будут отменены акцизы на высокооктановые бензины в Белоруссии, о давальческих схемах работы можно забыть".
Вчера в минэкономики Белоруссии сообщили, что "в правительстве обсуждается возможность снижения акцизов на нефтепродукты, реализуемые на внутреннем рынке с целью создания привлекательных условий нефтепереработки в Белоруссии". В качестве минимального размера акцизов рассматривается приведение их к российскому уровню. Для восстановления привлекательности рынка власти Белоруссии могут отменить также налог с оборота (3% от суммы экспортного контракта) и протокольный платеж "Белнефтехиму" – $1-4 за тонну либо прекратить отпуск сельхозпредприятиям нефтепродуктов по дисконтированным ценам.