USD 92.7126

0

EUR 103.4694

0

Brent 71.54

0

Природный газ 2.921

-0.4

...

Обойдемся без транзита

Белорусский президент Александр Лукашенко не оставляет попыток продолжить дискуссию вокруг поставок российской нефти на белорусские перерабатывающие производства.

Обойдемся без транзита

Белорусский президент Александр Лукашенко не оставляет попыток продолжить дискуссию вокруг поставок российской нефти на белорусские перерабатывающие производства. В пятницу он заявил, что до сих пор не заключен договор о февральских поставках, так как российская сторона якобы требует, чтобы цена была выше мировой. "Это никуда не годится, и такого в мире нигде нет, - цитирует г-на Лукашенко Интерфакс. - Поэтому делегации, которая ведет сегодня переговоры, я дал прямые указания: те компании, которые будут предлагать подобные контракты по таким ценам, здесь (в Белоруссии. - Ред.) при прокачке нефти в Европу будут облагаться дополнительной пошлиной, чтобы мы могли компенсировать свои потери". Как может работать такой механизм, президент не уточнил.

Представители всех нефтяников, поставляющих сырье в Белоруссию, в выходные либо не комментировали ситуацию, либо были недоступны.

Впрочем, слова белорусского президента несколько расходятся с тем, что говорили в минувший четверг в Минэкономики республики. Согласно сообщению Интерфакса, чиновники утверждали, что с февраля цена нефти будет рассчитываться по новой формуле. Ее суть заключается в привязке цены поставок в Белоруссию не к внутрироссийской цене, а к мировой цене, от которой отнимаются затраты на фрахт, портовые сборы и другие транспортные расходы. В результате с учетом российской экспортной пошлины на нефть для Белоруссии в размере 53 долл. за тонну цена поставок по новой формуле ориентировочно составит 230-240 долл. за тонну. Это сопоставимо с ценой поставок в Белоруссию в октябре-декабре 2006 года, то есть до введения экспортной пошлины. Цена поставок в Белоруссию на основе внутрироссийской цены с учетом пошлины, как это происходит в январе, составляет 273-275 долл. за тонну. Вполне возможно, задержка с оформлением договоров на прокачку российской нефти на белорусские заводы связана как раз с утверждением этой формулы.

Кроме того, в конце минувшей недели стало известно, что среди предложений, которые "Транснефть" направила в правительство в первых числах января в разгар конфликта с Белоруссией, когда была остановлена прокачка российской нефти в Европу по нефтепроводу "Дружба", есть и проект строительства ответвления от нефтепровода - из Унечи Брянской области до питерского порта Приморск протяженностью около тысячи километров и мощностью 50 млн тонн нефти в год. Для сравнения, транзитом через Белоруссию сейчас прокачивается около 80 млн тонн нефти в год, плюс на заводы Белоруссии поставляется около 21 млн тонн в год. Таким образом, это ответвление "страхует" половину объема поставок по "Дружбе" от так называемого белорусского транзитного риска. И хотя вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев утверждает, что "никаких поручений правительства о разработке проекта такого нефтепровода не поступало" (а в Минпромэнерго отказались комментировать этот вопрос), тем не менее очевидно, что если оно поступит, компания будет не против приступить к строительству. В этом случае на все работы, по оценкам экспертов, потребуется год-полтора, цена вопроса - 2-2,5 млрд долл. Вкупе с этим, как известно, министр промышленности и энергетики Виктор Христенко предлагал увеличить мощность Балтийской трубопроводной системы с нынешних 65 млн тонн в год до 110 млн, по его мнению, работы могут занять около двух лет. Г-н Григорьев говорит, что "Транснефть" считает этот проект основным в решении проблемы транзитных рисков, впрочем, указывает он, и по нему правительственного решения пока нет.

В "Транснефти" отмечают, что переориентация нефтяных потоков с "Дружбы" на порт Приморск не должна вызвать больших технических осложнений. "Нефть, как и по "Дружбе", будет поставляться в Польшу и Германию, - заметил г-н Григорьев. - А для поставок нефти на Украину (сейчас она поставляется через Белоруссию в Броды, а оттуда - в Одессу. - Ред.) у нас есть несколько разных вариантов, к примеру, ответвление на Лисичанск (нефтепровода Самара-Новороссийск. - Ред.)". Опасения Швеции и Дании о возможном увеличении уровня экологического загрязнения Балтийского моря, по словам г-н Григорьева, напрасны: "Приморск - один из самых чистых портов в Европе", - заверил он.
Напряжение по поводу поставок российской нефти в Белоруссию и транзит через нее в страны Европы белорусские эксперты предсказывали еще в 2003 году. С вводом Балтийской трубопроводной системы, писали тогда местные СМИ, стало понятно, что теперь условия транспортировки экспортного сырья диктуют не страны бывшего СССР, через которые проходят нефтепроводы, а поставщик - Россия. И приводили наглядный пример того, к чему может привести недальновидная политика транзитных отношений.

В 2000 году у России было два маршрута транспортировки сырья из Западной Сибири в порт Новороссийска: Самара-Тихорецк-Новороссийск и Самара-Лисичанск (Украина)-Тихорецк-Новороссийск (о котором и говорит сейчас г-н Григорьев). При этом первый маршрут имел небольшую пропускную способность, в связи с чем основной поток экспортируемой Россией нефти прокачивался через Украину, обеспечивая заодно поставки на местные НПЗ (прежде всего Лисичанский, принадлежащий ТНК, которая тогда еще не объединилась с ВР). Нефтяные компании в результате вынуждены были платить за транспортировку не только "Транснефти", но и еще и Украине за транзит. При этом вопрос транзитных ставок всегда был политическим, и ежегодно по этому поводу разгорались серьезные баталии. В итоге "Транснефть" решила построить вдоль границы с Украиной перемычку Суходольная-Родионовская протяженностью 260 км и мощностью 26 млн тонн в год. Этот проект был реализован за год и обошелся монополии в 240 млн долл. В результате нефтяники сэкономили на транспортном тарифе, а стратегически важный экспорт нефти России через Новороссийск перестал зависеть от политических отношений Москвы и Киева.

В итоге Лисичанский НПЗ был на грани остановки. ТНК пыталась возить нефть по железной дороге, но это было очень дорого, что в итоге начало сказываться на ценах на бензин на Украине. Из-за резкого уменьшения объемов прокачки "Приднепровские магистральные нефтепроводы" перестали приносить прибыль. В результате уже через два месяца в отношениях России и Украины наметился прогресс: ставки транзита были существенно снижены, начался диалог по условиям введения в эксплуатацию нефтепровода Одесса-Броды, который был призван обеспечить транспортировку каспийской нефти. Сейчас нефтепровод через Украину в Новороссийск практически полностью загружен.

Аналогичные проблемы возникали и в странах Балтии. После строительства БТС прекратились трубопроводные поставки российской нефти в Вентспилс, в результате чего некоторое время порт простаивал (и соответственно приносил убытки). Правда, Латвия не стала снижать тарифы или как-либо еще привлекать российских нефтяников - по некоторой информации, на Ventspils Nafta претендовала "Транснефть", а отдать стратегическое предприятие России страна была не готова. С расширением БТС это направление для "Транснефти" стало не особенно привлекательным, в результате чего латвийский порт работает в основном на прием нефти (прежде всего для литовского завода Mazeikiu Nafta).

Таким образом, ответвление от "Дружбы" в сторону Приморска для "Транснефти" было бы последовательным шагом в политике снижения транзитных рисков. И не предвидеть подобного развития событий в Минске не могли. "Практика последних лет говорит о том, - писала в 2003 году газета "Белорусский рынок", - что любые действия, приводящие к ущемлению интересов производителей нефти, - будь то снижение надежности транзитного коридора или неоправданная тарифная политика, - побуждают российские компании искать альтернативные решения для транзита своей нефти. В интересах любого государства не допустить подобного развития событий". Поэтому получается, что г-н Лукашенко много лет надеялся, что Москва будет по-прежнему относиться к нему как к союзнику и спорных вопросов в транзите российской нефти по территории Белоруссии не возникнет.

Практика же показывает, что российские нефтяники ищут не политических союзников, а надежные и одновременно выгодные маршруты транспортировки сырья. Надежным белорусское направление теперь назвать невозможно. Выгодным г-ну Лукашенко в нынешних условиях его сделать вряд ли удастся. Поэтому в случае строительства трубы из Унечи в Приморск у Минска два варианта - украинский и прибалтийский. Г-н Лукашенко пока, судя по всему, не стремится сделать выбор.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram