Прокуратура считает ЮКОС гигантской прачечной
Вчера, как и ожидалось, Генпрокуратура предъявила новые обвинения Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву. Им вменяют хищение и отмывание денежных средств. Неожиданностью стали суммы, фигурирующие в уголовном деле.
Дорога из Москвы в Читу, куда в середине декабря были этапированы из колоний отбывающие восьмилетние сроки Платон Лебедев и Михаил Ходорковский, выдалась для их адвокатов весьма напряженной.
В воскресенье Юрий Шмидт, Карина Москаленко, Евгений Бару и Константин Ривкин надолго застряли в столичном аэропорту Домодедово. "Нас сняли с регистрации, забрали паспорта и авиабилеты и отвели в отделение милиции, где пытались досмотреть", - рассказал "Газете" защитник Платона Лебедева Константин Ривкин. По словам адвокатов, они в категоричной форме отказались проходить досмотр в отделении и выразили готовность сделать это в общем зале вместе с другими пассажирами. "Там наши вещи довольно долго изучали на глазах у изумленной публики, но могу вас заверить, что ни наркотиков, ни оружия не нашли", - сказал Ривкин. В результате рейс в Читу был задержан, а адвокатов доставили к трапу самолета на специальном микроавтобусе.
Отметим, что о появлении второго крупного дела ЮКОСа стало известно еще в январе 2005 года, когда в Мещанском суде Москвы слушалось первое уголовное дело Ходорковского и Лебедева.
Тогда Генпрокуратура направила экс-главе ЮКОСа в СИЗО официальное извещение о новом уголовном деле. Однако до предъявления официальных обвинений дело так и не дошло, а визит вызванных в прокуратуру защитников был отложен, как оказалось, почти на два года. Тогда адвокаты говорили, что следствие заподозрило их клиентов в отмывании $10,6 млн. Однако, как вчера выяснилось, за прошедшее время цифры выросли на несколько порядков, и выводы следствия буквально шокировали как самих адвокатов, так и их подзащитных.
Процедура предъявления обвинения должна была начаться в прокуратуре Читинской области в 14.00 по местному времени, однако была отложена почти на пять часов. На всякий случай в городе усилили меры безопасности. "Мы прошли пешком от изолятора до прокуратуры, на каждом перекрестке стояли милицейские машины, а в прокуратуре - спецназ МВД в касках, в масках и с автоматами", - рассказал защитник Ходорковского Юрий Шмидт. И хотя в местном УВД пытались заверить, что "личный состав милиции задействован в плановых мероприятиях", адвокаты сказали, что нигде в городе больше вооруженных людей в масках не видели. Защитники экс-главы ЮКОСа и бывшего руководителя МФО "МЕНАТЕП" покинули здание прокуратуры лишь поздно вечером. Они были обескуражены. "Само постановление о предъявлении обвинения достаточно большое и составляет 148 листов, - сообщил "Газете" Константин Ривкин. - Там все смешано в кашу, местами есть проблески мысли. Но по сути это чуть ли не признание всей деятельности ЮКОСа криминальной!". С ним был согласен и его коллега Евгений Бару. Адвокаты рассказали: Ходорковский и Лебедев обвиняются в том, что в 1998-2003 годах в "составе организованной группы" совершили "присвоение или растрату" (статья 160 УК РФ), а также "легализацию (отмывание) денежных средств и имущества" (статья 174 УК РФ) дочерних компаний ЮКОСа - ОАО "Томскнефть", ОАО "Самаранефтегаз", ОАО "Юганскнефтегаз".
Ранее сообщалось, что отмывание происходило в том числе под видом добровольных пожертвований общественной организации "Открытая Россия", основанной Ходорковским для реализации образовательных, социальных и правозащитных программ. Однако Константин Ривкин сообщил, что "пока не увидел названия этой организации в постановлении о привлечении к уголовной ответственности в качестве обвиняемого, но, возможно, оно еще появится". "Лебедеву и Ходорковскому вменяются два эпизода хищения: первый на сумму 3,6 млрд рублей, а второй - на сумму 892 млрд рублей", - сказал адвокат. Что же касается отмывания денег, то, по словам защитника, следствие квалифицировало действия обвиняемых по статьям как старого, так и нового Уголовного кодекса (действует с 1997 года), вменив три эпизода: "На сумму 3,6 млрд рублей, 264 млрд рублей, а также 487,4 млрд рублей и $7,5 млрд". По словам адвоката, "денежные средства компаний, нефтепродукты и акции - все, что бы с ними ни делалось, следствие считает отмыванием". "Вся обычная коммерческая деятельность по прихоти прокуратуры признается противоправной", - заявил защитник. Ривкин отметил, что "даже трансфертные ценообразования, которые применяются во всем мире и предусматривают использование специальных цен между взаимозависимыми компаниями, следствие квалифицирует как "хищение" и "легализацию". В то же время, по его мнению, если это и можно было расценивать как противоправное деяние, "то оно подпадает под статью 199 УК РФ - "уклонение от уплаты налогов". "Однако следствию этого мало, так как в этом случае Ходорковскому и Лебедеву грозит до шести лет лишения свободы, а по статьям 160 и 174 УК - до 10 и 15 лет!" - возмутился адвокат. Ни Михаил Ходорковский, ни Платон Лебедев не признали своей вины.
"Более того, Ходорковский заявил, что обвинение ему непонятно, потому что понять его можно, лишь очутившись вместе со следователями в одной палате дурдома. Оно не только абсурдно, но и безумно", - сообщил защитник экс-главы ЮКОСа Юрий Шмидт. "Обвинение бредовое просто потому, что украсть такую сумму невозможно никому, нигде и никогда. Это больше выручки компании", - подчеркнул адвокат. По словам защитника, его клиент заявил, что готов дать показания, но только при условии, что прекратится нарушение его прав. "В частности, если его переведут в Москву", - пояснил адвокат. Защитники сообщили, что в ближайшие дни следственные действия продолжатся, а 7 и 8 февраля один из районных судов Читы рассмотрит вопрос об избрании Ходорковскому и Лебедеву меры пресечения по новому уголовному делу. "На этот раз наших подзащитных решили никуда не возить, и выездное заседание суда планируется организовать в СИЗО", - сообщили адвокаты.