Труба подорожала
Восточная труба обойдется "Транснефти" значительно дороже, чем планировалось, и станет самой дорогой в России после подводного участка Северо-Европейского газопровода. На первую стадию проекта компания потратит $11 млрд вместо $6,6 млрд.
"Транснефть" долго держала в тайне затраты на ВСТО. В ценах 2004 г. монополия считала, что весь проект обойдется ей примерно в $11,5 млрд, а первый этап - в $6,6 млрд. Но прежней сметы всего проекта хватит только на первую часть. В меморандуме к выпуску еврооблигаций компания оценила затраты на строительство трубопровода Тайшет - Сковородино мощностью 30 млн т и морского терминала в бухте Козьмино (Тихий океан) в $11 млрд (295 млрд руб.). Ответвление на Китай будет построено за счет китайской CNPC, предполагает "Транснефть". Первый этап планируется завершить в 2008 г. В 2006 г. "Транснефть" уже построила 540 км трубы, затратив 88 млрд руб., говорится в меморандуме. В 2007 г. компания намерена вложить в ВСТО 198,7 млрд руб., в 2008 г. - 63,6 млрд руб. (все суммы - с учетом НДС в 18%). Стоимость второго этапа трубопровода (2100 км до Тихого океана и увеличение мощности до 80 млн т в год) "Транснефть" еще не подсчитала.
Первоначальные $6,6 млрд в ценах 2004 г. эквивалентны 190 млрд руб., с учетом 20%-ной инфляции за 2005-2006 гг. получается 228 млрд руб. Остается 30%. Повышение сметы сверх инфляции, по словам вице-президента "Транснефти" Сергея Григорьева, объясняется в основном изменением маршрута. За несколько дней до начала стройки президент Владимир Путин потребовал отодвинуть трубу от Байкала. В итоге она пройдет в 400 км от озера, но компании придется потратиться на инфраструктуру.
Новый проект, "несомненно, будет дороже", предупреждал президент "Транснефти" Семен Вайншток в июне в интервью "Ведомостям". "Мы должны построить не только трубу, но и дополнительно 300-400 км дорог, большее количество нефтеперекачивающих станций, обеспечить энергоснабжение, а это серьезнейшая проблема для тех регионов", - объяснял он. Для обхода Байкала компании придется дополнительно построить около 1700 км электросетей, рассказывал Григорьев. Эксперты оценивали их стоимость в $1-2 млрд.
И все же столь резкое увеличение стоимости трубы поразило экспертов. Если бы решение о строительстве трубы принималось сегодня, может быть, еще раз бы подумали, говорит аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров. Длина первой очереди ВСТО составляет 2757 км, таким образом, 1 км этой трубы обойдется в $4 млн, при строительстве Баку - Джейхан вышло $2,2 млн за 1 км, БТС - $2,6 млн, 1 км Бургас - Александруполис планируется строить за $3 млн. Дороже ВСТО - $4,7-5,7 млн - только морская часть Северо-Европейского газопровода, отмечает эксперт.
Удорожание проекта отразится на тарифах, убежден Нестеров. Скорее всего они увеличатся для всей системы, иначе или ВСТО не окупится, или по нему будет невыгодно качать. Раньше планировалось, что прокачка 1 т нефти по ВСТО обойдется нефтяникам примерно в $38. Сколько будет после увеличения стоимости проекта, в "Транснефти" не считали. В ТНК-BP и "Роснефти" от комментариев отказались, связаться с представителями "Сургутнефтегаза" вчера вечером не удалось. Если тарифы будут слишком высоки, компании могут предпочесть поставлять нефть по железной дороге, говорит сотрудник крупной НК, добывающей нефть в Восточной Сибири. Вице-президент РЖД Салман Бабаев в конце 2005 г. заявил, что, если нефтяные компании гарантируют поставку в Китай не менее 40 млн т нефти в год, железнодорожная монополия готова снизить тариф на ее перевозку до $28 за 1 т.
"Мы исходим из того, что государство как-то поможет "Транснефти" в финансировании этого проекта, например поднимет тарифы по системе в целом", - говорит аналитик рейтингового агентства Standard & Poor's Елена Ананькина. Такой вариант сейчас рассматривается, сказал "Ведомостям" чиновник, близкий к совету директоров "Транснефти". Занять $11 млрд за год "Транснефть" сможет, говорит Ананькина: это крупная компания почти без долгов. В меморандуме "Транснефть" сообщила, что уже потратила все 65 млрд руб. из кредитной линии Сбербанка, открытой в 2006 г. А "дочка" компании ООО "Востокнефтепровод" в ноябре заключила договор со Сбербанком об открытии кредитной линии до 15 млрд руб., из которых к 6 февраля уже потратила 6,6 млрд руб.