Предложение Путина и Иванова принято
Слова российского президента Владимира Путина и первого вице-премьера Сергея Иванова, сказанные недавно в Дели относительно "заинтересованности в участии индийского капитала в реализации проекта "Сахалин-3", не оставили равнодушной национальную газов.
Индия импортирует примерно 95 млн тонн нефти в год, что составляет 73% от общего потребления углеводородов в этой стране. Поэтому она все активнее ищет выходы на крупные нефтегазовые проекты. У ONGC существует долгосрочный план по покупке нефтяных и газовых активов, который предполагает к 2025 году нарастить добычу на 60 млн тонн в год, причем треть необходимых для этого запасов должна быть приобретена уже к 2010 году. В России, правда, деятельность компании вряд ли можно назвать успешной. ONGC участвует только в "Сахалине-1", да и то в качестве одного из миноритарных акционеров. Так что Киринский блок, разработку которого предполагает "Сахалин-3", с запасами около 720 млрд кубометров газа и 453 млн тонн нефти представляет для Индии вполне понятный интерес.
Минприроды планирует выставить этот проект на аукцион сразу после принятия поправок в действующий закон "О недрах", ограничивающих работу иностранных компаний на российских месторождениях. В конце января этого года министр природных ресурсов Юрий Трутнев на заседании правительства, посвященном регулированию работы иностранных компаний в России, доложил, что данные поправки уже готовы, и предложил вынести их в течение месяца на рассмотрение кабинета министров. После этого их должна одобрить Государственная дума. В отличие от нового закона "О недрах" поправки не требуют шестимесячного срока для введения в действие. Поэтому, уверяют в Минприроды, "Сахалин-3" может быть выставлен на аукцион уже в этом году. Правда, заявки на участие в нем должны приниматься за три месяца. Исходя из этого ONGC должна к октябрю-ноябрю этого года договориться с какой-либо российской компанией о создании совместного предприятия, зарегистрировать его и подать заявку.
Договориться в такие короткие сроки Индия может, скорее всего, лишь с "Роснефтью", с которой она в последние три года неоднократно вела переговоры об участии в различных добывающих проектах, а в ходе визита Владимира Путина в Дели подписала с ней меморандум о взаимопонимании. Вчера в этой российской госкомпании подтвердили свою заинтересованность в "Сахалине-3", но отказались комментировать возможность совместного участия в аукционе. Однако в связи с тем, что подписанный меморандум напоминает принципы сотрудничества российской госкомпании с китайской CNPC, резонно предположить, что условия работы с ONGC будут такими же, как с китайцами в рамках проекта "Удмуртнефть": контроль над предприятием принадлежит "Роснефти", финансирование полностью лежит на иностранной компании, с которой российская расплачивается своей долей добываемых ресурсов.