"Газпром нефть" вернули в скважину
"Газпром" сообщил о переводе экспортных потоков "Газпром нефти" под контроль "Газпром экспорта".
Как и предполагал Ъ, с уходом с поста президента "Газпром нефти" Александра Рязанова структура экспорта компании изменится. В конце прошлой недели пресс-служба "Газпрома" сообщила, что правление монополии "признало целесообразным осуществление экспортной деятельности дочерних обществ ОАО "Газпром" через единый канал сбыта ООО "Газпром экспорт", который будет продавать за рубеж и нефть, и нефтепродукты. Как объясняют в "Газпроме", это позволит увеличить его экспортный потенциал и "повысить эффективность сбыта продукции на внешних рынках".
Источник, близкий к "Газпрому", поясняет, что в ближайшее время будет подписан приказ о том, когда "Газпром экспорт" технически приступит к экспорту нефти. До сих пор экспортом нефти и нефтепродуктов "Газпром нефти" (ранее – "Сибнефть") занималась принадлежащая ей на 100% компания Sibneft Oil Trade Company (Siboil), зарегистрированная в Австрии. В отчете "Газпром нефти" по международным стандартам за 2005 год указывается, что выручка от экспортных операций составила $10,352 млрд (отчет за 2006 год пока не подготовлен). В 2005 году Siboil реализовала 16,5 млн тонн нефти (44% от общего объема производства) и 7,53 млн тонн нефтепродуктов (40%).
Участники рынка отмечают, что конечным бенефициаром от смены оператора экспортных контрактов "Газпром нефти", скорее всего, станет трейдер Gunvor (сейчас покупает почти всю нефть "Газпром экспорта"). Он считается подконтрольным предпринимателю Геннадию Тимченко, одному из владельцев банка "Россия", сослуживцу президента Владимира Путина по Первому главному управлению КГБ. Господин Тимченко называется среди учредителей спортклуба "Явара-Нева", в котором Владимир Путин – почетный президент.
По данным Ъ, передача контрактов произойдет во втором полугодии. Отраслевые эксперты полагают, что "Газпром" не случайно объявил о переводе экспортных потоков накануне аукциона по продаже 20% акций "Газпром нефти", принадлежащих ЮКОСу. По мнению Дмитрия Царегородцева из FIM Securities, "Газпром" дает понять потенциальным претендентам на актив, что "это его дочерняя компания и от него зависят ее финансовые и операционные потоки". Последние зависят от цены, по которой нефть продается трейдеру. До сих пор финансовые результаты Siboil консолидировались в отчетность "Газпром нефти" по МСФО. Кроме того, по данным российской отчетности компании, почти вся прибыль аккумулировалась не на трейдере, а на "Газпром нефти". На каких условиях будет покупать нефть "Газпром экспорт", пока неизвестно. "Но решение "Газпрома" может повлиять на стартовую цену 20% "Газпром нефти"",– отмечает господин Царегородцев.
Выкупить принадлежащие ЮКОСу 20% акций "Газпром нефти" газовой монополии необходимо для реорганизации нефтекомпании. Как сообщил Ъ источник в группе "Газпром", после приобретения монополией бумаг предполагается сменить форму собственности "Газпром нефти" – она должна стать ООО. Напомним, что в прошлом году внутри "Газпрома" развернулась дискуссия вокруг дальнейшей судьбы нефтекомпании. Тогда возглавлявший "Газпром нефть" Александр Рязанов (он совмещал эту должность с постом зампреда правления "Газпрома") настаивал на том, что нефтекомпания должна быть самостоятельной структурой, от которой монополия получает только дивиденды. Более того, господин Рязанов считал, что после приобретения 20% "Газпром нефти" необходимо продать часть этих бумаг на рынке, увеличив free float нефтекомпании до 15% с нынешних 5%. Против этого резко возражал другой зампред правления "Газпрома" – Александр Ананенков. По данным Ъ, этот конфликт был по крайней мере одной из причин ухода из группы "Газпром" Александра Рязанова. Теперь "Газпром нефть" будет развиваться по варианту господина Ананенкова.
"После покупки 20% "Газпром нефти" "Газпром" в любом случае был бы обязан принудительно выкупить акции у миноритариев, вопрос в том, каковы его дальнейшие планы на эти акции",– говорит аналитик МДМ-банка Надежда Казакова. Она отмечает, что ООО не публикует отчетность по международным и российским стандартам, для совершения им сделок не требуется одобрения совета директоров и собрания акционеров. Это облегчает передачу активов с баланса на баланс и внутрикорпоративные сделки. "Мы будем знать только о каких-то ключевых решениях в области добычи и переработки нефти",– констатирует госпожа Казакова, отмечая, что при этом оценить эффективность нефтяного бизнеса "Газпрома" будет "очень сложно".