USD 94.87

-0.16

EUR 104.7424

-0.12

Brent 78.14

-0.08

Природный газ 2.831

-0

...

Столкновение цивилизаций

Китай опасается, что выполнение новым руководством Туркмении обязательств перед Россией по поставкам природного газа негативно отразится на интересах КНР в этой сфере.

Столкновение цивилизаций

Китай опасается, что выполнение новым руководством Туркмении обязательств перед Россией по поставкам природного газа негативно отразится на интересах КНР в этой сфере. "Монополизация Россией импорта газа из Туркмении представляет собой опасность для планов Китая по импорту газа из этой страны", - говорится в сообщении, размещенном на специализированном сайте китайской нефтегазовой отрасли "Чжунго шию ван".
В нем также отмечается, что весной минувшего года во время визита в Пекин президент Туркмении Сапармурат Ниязов "принял обязательства поставлять в Китай начиная с 2009 года по 30 млрд кубометров газа ежегодно". Тогда переговоры ограничились декларацией о намерениях. Отец всех туркмен перед своей кончиной не успел подписать с Китаем соответствующий документ, сообщает "Чжунго шию ван" со ссылкой на "информированный российский источник".

В отличие от Китая энергетическая дружба России и Туркмении подкреплена документально. 25-летнее соглашение с "Газпромом" было подписано еще в 2003 году. Вступив в должность, новый президент страны Гурбангулы Бердымухаммедов подтвердил приверженность выполнению условий этого долгосрочного контракта. Однако стоит отметить, что этот документ фиксирует только факт наличия обязательств Туркмении по поставкам природного газа в Россию. При этом конкретные условия поставок оговариваются сторонами дополнительно. В сентябре минувшего года во время рабочего визита в Ашхабад глава "Газпрома" Алексей Миллер и Сапармурат Ниязов согласовали условия поставки газа на "следующий трехлетний период", то есть как раз до начала 2010 года. Согласно достигнутым договоренностям в период с 2007 по 2009 год поставки в Россию определены на уровне 50 млрд кубометров ежегодно.

Примечательно, что первоначально объем поставок на 2007 год был запланирован на уровне 60 млрд кубометров, а в 2009 году - 80-90 млрд куб. м газа. Однако вскоре выяснилось, что Ашхабад не сможет подтвердить выполнение этих обязательств. А данные международного аудита запасов, якобы проведенного три года назад, оказались засекречены. Экспертным сообществом неоднократно высказывались предположения, что покойный Сапармурат Ниязов намеренно преувеличивал экспортный потенциал республики.

Несмотря на громогласные заявления руководства страны о том, что в ближайшие годы Туркмения сможет экспортировать до 100 млрд кубометров газа в год, динамика добычи "голубого топлива" в республике демонстрирует настойчивое снижение. Так, в 2004 году падение составило около 2% - с 59,1 млрд кубометров до 58,5 млрд кубометров в 2003 году, при госплане в 74,0 млрд. Официальный прогноз добычи газа на 2005 год был равен 70 млрд кубометров, однако реальный уровень добычи оказался примерно равным прошлогоднему и составил 58,8 млрд кубометров. В то же время Туркмения заявляет о готовности увеличить экспортные поставки.

Так, в ближайшее время планируется расширить мощность газопровода в Иран с 6-10 млрд до 14 млрд кубометров. Однако устойчивая стагнация газодобычи, растущая себестоимость производства и изношенность инфраструктуры ставят под сомнение возможность реализации масштабных обещаний бывшего президента Туркмении.
Экспертное сообщество не исключает, что в 2009 году Туркмения не станет увеличивать объем экспортных поставок в Россию. На фоне стагнации собственной добычи для "Газпрома" это чревато невозможностью выполнять свои контрактные обязательства. Очевидно, что уже в следующем году между Россией и Китаем может развернуться настоящая борьба за излишки туркменского газа. Стоит отметить, что, несмотря на всю "рамочность" подписанных минувшей весной китайско-туркменских соглашений, стороны подтвердили серьезность своих намерений рядом вполне конкретных контрактов. По льготной цене Туркмения получила из КНР партию железнодорожных вагонов и тепловозов, а также нефтегазовое оборудование.

Кроме того, Государственный банк внешнеэкономической деятельности Туркмении получил от КНР льготный кредит на сумму $300 млн сроком на 20 лет при процентной ставке всего лишь 3% годовых. Учитывая давнее стремление Ашхабада избавиться от привязанности к российской трубе, договоренности с КНР могут оказаться весомым аргументом в пользу решения перенаправить экспортные потоки из Туркмении на Восток.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram