Глобальный картель поставщиков природного газа может возникнуть вне зависимости от заявлений политиков и глав газовых компаний. Согласно опубликованному в конце прошлой недели отчету консалтинговой компании Pricewater-houseCoopers (PwC), цены на мировом рынке газа смогут контролировать всего пять стран: Россия, Катар, Алжир, Малайзия и Индонезия. Толчком к созданию "газового ОПЕК" станет глобализация поставок сжиженного природного газа, на долю которого к 2020 году придется около 38% мирового рынка природного газа.
До сих пор главным препятствием на пути согласованных действий стран - производителей газа при определении ценовой политики в отношении потребителей была привязка газа к трубопроводам. Их строили, а соответственно развивали добычу, уже имея на руках долгосрочные контракты с определенной заранее ценой. В противном случае потребитель мог бы отказаться от поставляемого ему газа, мотивировав это его невыгодной ценой или ненужностью таких поставок. В случае же со сжиженным газом производитель уже не так привязан к долгосрочным контрактам. Более того, они ему не нужны. В любой момент он может перенаправить танкер со сжиженным газом от вдруг заартачившегося потребителя в другой порт и продать тому, кто готов заплатить за него запрашиваемую цену. Так что с созданием масштабного рынка сжиженного газа длительные ценовые договоренности между производителями и потребителями газа могут кануть в Лету и производители смогут договариваться между собой о ценовом диктате в оперативном режиме. Это выгодно в том числе и России.
Правда, на мировом рынке сжиженного газа (СПГ) Россия скорее всего может оказаться самым слабым звеном. Высокая себестоимость добычи газа на новых северных месторождениях может не позволить России конкурировать в глобальных поставках СПГ. При этом основным рынком для "Газпрома" по-прежнему останется Европа, куда российский трубный газ будет доставляться на основе долгосрочных контрактов.
По словам эксперта Института энергетических исследований РАН Татьяны Митровой, в глобальных поставках, в том числе и на рынок США, Россия не обладает никакими конкурентными преимуществами, кроме больших потенциальных запасов. "По предварительным оценкам представителей "Севморнефтегаза", стоимость сжиженного газа на российских северных месторождениях составляет около 84 долларов за тысячу кубометров, тогда как конкуренты могут обеспечить по этой цене не только транспортировку СПГ в США, но и его регазификацию".
Прогнозы аналитиков PwC относительно бурного развития поставок СПГ во многом совпадают с оценками экспертов "Газпрома". Правда, в последнее время руководители "Газпрома" заявили о переоценке издержек и рисков при производстве сжиженного газа. "Мы сегодня гораздо более высоко оцениваем технические и технологические риски реализации проектов СПГ, которые сталкиваются с кратным превышением первоначальных бюджетов", - заявил летом прошлого года на Мировом газовом конгрессе в Амстердаме глава "Газпрома" Алексей Миллер. По словам Миллера, "основой газового бизнеса останутся долгосрочные контракты на поставку трубного газа, которые играли и будут играть определяющую роль на газовом рынке".
"Специфика газового бизнеса заключается в том, что газ не будет добыт, пока он не продан, и, если объемы добычи не обеспечены соответствующими контрактами, не будет и добычи", - утверждает глава "Газпрома".
Принципиальные проблемы с инвестициями в разработку новых месторождений отмечены и в последнем докладе PwC, где говорится, что "текущая регулирующая политика правительств осложняет стратегические инвестиции как в заводы по сжижению, так и в строительство новых газопроводов". По словам партнера PwC Майкла Херли (Michael Hurley), государственная политика либерализации рынков создает предпосылки для дефицита предложения газа. По мнению аналитика, "регулирующие органы должны задуматься о создании достаточной безопасности поставки и обеспечении роста инвестиций".
Либерализация европейских рынков также беспокоит и "Газпром". "Мы скептически относимся к попыткам представить СПГ как универсальное средство для повышения энергетической безопасности покупателей газа", - заявляет Алексей Миллер. По его словам, "тема СПГ используется в качестве аргумента в пользу отказа от опробованных десятилетиями схем и технологий транспорта газа" и фактически осложняет решения об инвестициях в разработку северных месторождений газа.
...
Газовому ОПЕК быть
Глобальный картель поставщиков природного газа может возникнуть вне зависимости от заявлений политиков и глав газовых компаний.