"Лукойл" купит 200 заправок в Польше
В ближайшие годы "Лукойл" планирует более чем втрое увеличить количество своих автозаправок в Польше. Аналитики отмечают, что это соответствует стратегии развития компании, но справиться с этой задачей "Лукойлу" будет нелегко.
"Лукойл" планирует существенно расширить свою автозаправочную сеть в Польше, сообщило в пятницу агентство Bloomberg со ссылкой на польскую газету Puls Biznesu. Как заявил заместитель директора польского представительства компании Владимир Зандер, к концу текущего года "Лукойл" намерен количество своих АЗС в этой стране довести до 100, а в течение последующих нескольких лет - до 300.
Сейчас в Польше компания владеет 87 заправками, из которых 83 под брендом Jet она приобрела в конце прошлого года у своего партнера - американской ConocoPhillips и четыре - у британской ВР в начале 2007 г. Так что до ведущих игроков польского рынка российской компании еще далеко. Лидером здесь является местный оператор PKN Orlen - 1920 АЗС, польская Grupa Lotos владеет примерно 330 станциями, BP принадлежат около 300 АЗС, англо-голландской Royal Dutch Shell - около 200, столько же - норвежской Statoil.
"Польский рынок нефтепродуктов входит в зону стратегических интересов "Лукойла" наряду с другими странами Восточной и Центральной Европы, а также Балтии", - пояснил "Ведомостям" заместитель начальника департамента "Лукойла" по инвестиционному анализу и отношениям с инвесторами Геннадий Красовский. По его словам, в этих регионах компания хотела бы довести свою долю рынка до 10-15% при обязательном соблюдении параметров экономической эффективности приобретений. "В идеале мы хотели бы доводить до конечного потребителя все производимые нами нефтепродукты", - резюмирует Красовский.
Аналитик Альфа-банка Андрей Федоров отмечает, что согласно десятилетней стратегической программе "Лукойла" компания намерена вложить в развитие нефтепереработки за рубежом $12 млрд, при этом в Европе перерабатывающие мощности планируется нарастить на 13-16 млн т, что почти вдвое больше, чем сейчас. "Поэтому максимально возможное расширение сбытовой сети выглядит вполне естественным, - рассуждает эксперт. - Компания не хочет терять деньги на оптовых продажах своих нефтепродуктов". По его мнению, именно недостаточное развитие розничных сетей может стать сдерживающим фактором в увеличении перерабатывающих мощностей. Федоров полагает, что заполучить 300 АЗС в Польше было бы большим достижением для "Лукойла". "В этой стране компания имеет репутацию структуры, близкой к российским властям, поэтому расширяться на местном рынке ей будет очень сложно", - отмечает Федоров.
О политических препятствиях говорит и начальник аналитического отдела ИК "Брокеркредитсервис" Максим Шеин. Он напоминает, что несколько лет назад "Лукойлу" не позволили купить Гданьский НПЗ, а нынешнее руководство страны по отношению к России настроено еще более негативно, чем тогда. Так что если "Лукойлу" удастся расширить свою сеть в Польше, то лишь за счет покупки заправок у западных компаний, прогнозирует эксперт.