Гол в энерговорота
Энергодиалог России и Евросоюза становится все жестче и грозит перерасти в перепалку. Главный экспортер газа в Европу и картель потребителей не могут согласовать позиции.
"У него на это пять причин"
Приехавшим немцам позицию России в отношении Энергохартии и договора к ней (ДЭХ) жестко изложил глава думского комитета по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев. "Мы не будем ратифицировать, потому что это не отвечает интересам России", - коротко выразил он основную мысль. По его словам, на то есть пять веских причин.
Во-первых, договор не регулирует вопросы торговли ядерными технологиями и материалами, что очень важно для России, учитывая глобальные интересы главы Росатома Сергея Кириенко. Во-вторых, в договоре не рассматриваются вопросы транзита нефти через проливы Босфор и Дарданеллы, а также датские проливы. В-третьих, не устраивает Москву так называемое "право первого отказа", которое есть у стран-транзитеров. К примеру, Польша может в одностороннем порядке отказать России в транзите, несмотря на долгосрочные договоренности между поставщиком и потребителем. По словам Язева, "договоры на транзит должны быть симметричными". В-четвертых, Россия не согласна повысить тарифы на транзит газа внутри страны до уровня европейских. "Если это сделать, цена на газ в России удвоится. Ни промышленность, ни ЖКХ этого не потянут", - сказал Язев.
Но самая главная скала преткновения и предмет спора - неравенство поставщиков и потребителей, фактически легализуемое Энергохартией. Евросоюз вывел из-под действия договора к Энергохартии себя самого. "Нас призывают ратифицировать договор, который на территории ЕС не будет действовать", - заявил Язев. В то же время обязанности по нему лягут на плечи Узбекистана, Казахстана, России, Украины и Белоруссии. "Это циничное требование, наглое и необоснованное", - подытожил Язев.
В то же время Россия демонстрирует свою готовность в ближайшие 30-40 лет быть надежным поставщиком газа для Европы. Основными его источниками станут Южно-Русское и Штокмановское месторождения с суммарными разведанными запасами около 5 трлн кубометров. Однако у немцев остаются сомнения. "В последнее время появляются определенные проблемы, связанные с опасениями по поводу надежности энергопоставок", - заявил депутат бундестага Бернхард Кастер.
Не отрицала этого и российская сторона: по мнению Язева, в этой связи необходима взаимная ответственность поставщиков, потребителей и стран - транзитеров газа. "Если этого не захочет Европа, мы будем искать потребителей на Востоке", - предупредил немцев Язев.
В поисках союзников
Германия может быть союзником России номер один в Европе. После пуска Северо-Европейского газопровода (проектная мощность - 55-60 млрд кубометров газа в год) в 2010 году ФРГ станет "коллектором-дистрибьютором" этого газа. По расчетам экспертов, в ближайшие 20 лет спрос на энергоресурсы в мире вырастет на 40-50%, потребность европейцев в газе за этот период возрастет на 14%. Германия является одним из самых крупных потребителей, а зависимость от импорта при недостатке собственных ресурсов очень велика: Россия обеспечивает 43% ее потребности в газе и 30% - в нефти. "Сегодня мы привязаны друг к другу как никогда", - заявил германским коллегам Валерий Язев. Чтобы связать руки России и развязать себе, европейцы пытаются навязать России Энергохартию, которую ни Норвегия, ни Алжир (наряду с Россией это основные поставщики газа в Европу) тоже не ратифицировали.
Многоликая экология
Не договорились российские и германские депутаты и об экологии. Язев посоветовал европейцам покупать больше газа из-за его большей экологичности по сравнению с другими источниками энергии. Хотя внутри России планируют больше строить угольные, атомные и гидростанции, а долю газа в энергобалансе снижать. Общие интересы нашлись в альтернативной энергетике. Глава германской делегации Герд Вайскирхен заявил, что европейцев сейчас в первую очередь интересует все, что связано с энергоэффективностью и обновлением технологических процессов, снижающих вредные выбросы в атмосферу. Однако если в Германии после проблем с транзитными Украиной и Белоруссией сформировалась четкая позиция по поиску альтернатив нефти и газу, то в России с новыми энерготехнологиями тяжелее. Несмотря на то что комитет Язева давно говорит о необходимости запасного аэродрома энергетики - развития нетрадиционных источников энергии, в частности водородного, поддержки этой инициативы в правительстве до сих пор нет.
Компромисс по всем вопросам Россия и Германия попробуют найти в честном бою. В мае, на футбольном поле в Берлине сойдутся команды Госдумы и бундестага. "Вы будете хорошим вратарем, и вам трудно будет забить гол", - польстили Валерию Язеву немцы.