Шельфовые инициативы "Роснефти"
"Роснефть" донесла до Минприроды свою официальную позицию по вопросу создания Национальной геологоразведочной компании (НГК), которая занималась бы разведкой на континентальном шельфе.
Идея создания НГК поднималась в январе на закрытом совещании с участием президента России Владимира Путина. 4 апреля в Минприроды прошло закрытое совещание по вопросу перспективы создания НГК с участием представителей "Роснефти", "Газпрома", "Зарубежнефти", Минпромэнерго и МЭРТ. По его результатам до 10 апреля Минприроды планировало направить в правительство РФ протокол по стратегии освоения шельфа, в котором были бы отражены все имеющиеся позиции сторон. Однако по информации источника РБК daily в ведомстве, такой протокол так и не был направлен по адресу, а новое закрытое совещание по вопросу шельфа с участием чиновников и недропользователей должно состояться в мае. Он подчеркнул, что позиции и предложения обеих госкомпаний сейчас анализируются, окончательная позиция Минприроды по этому вопросу пока не сформирована.
Президенту "Роснефти" представляется недостаточным "рост ежегодных ассигнований на региональные геологические исследования", которые проводит Минприроды, "так как при этом не учитываются средства для технического перевооружения ФГУПов". По информации Роснедр, в 2006 году из бюджета на геологоразведку было выделено 16,5 млрд руб., а в 2007 году затраты на эти цели вырастут до 20 млрд руб., 1,2 млрд руб. из этой суммы потратят на работы на шельфе.
Пресс-секретарь Минприроды Ринат Гизатулин и пресс-секретарь "Роснефти" Николай Манвелов не комментируют содержание документа. Пресс-секретарь "Роснефти" обозначил лишь, что госкомпания в состоянии собственными силами справиться с геологоразведкой на разрабатываемых ею месторождениях, привлекая подрядчиков, в том числе таких опытных в геологоразведке на шельфе, как Schlumberger.
Неделей ранее заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Ананенков также в письменной форме уведомил министра, что "Газпром" в состоянии справиться с геологоразведкой на шельфе усилиями собственных дочерних структур. Таким образом, появление НГК, которое ранее лоббировалась чиновниками Минприроды в формате паритетного владения долями в ней госкомпаний, находится под угрозой.
Аналитики прогнозируют, что из-за позиции "Роснефти" и "Газпрома" геологоразведка на шельфе может в этом году так и не начаться. Андрей Громадин из МДМ-Банка полагает, что альтернативой создания НГК может быть предоставление льгот госкомпаниям на тех условиях, что они возьмут на себя главные этапы геологоразведки, а в случае подтверждения запасов должны будут выплатить в бюджет определенную сумму. Он полагает, что позиции госкомпаний по вопросу НГК и общая несогласованность видения чиновниками различных министерств в вопросах стратегии освоения континентального шельфа могут отодвинуть начало геологоразведочных работ на шельфовых месторождениях как минимум до 2008 года.
Константин Батунин из Альфа-Банка сомневается, что геологоразведку на шельфе можно будет выполнить силами отечественных сервисных госструктур. Кроме того, по его данным, бурение одной скважины на шельфе обойдется недропользователю в 300-500 тыс. долл. в сутки, то есть бурение одной скважины может стоит 50 млн долл. Он подчеркивает, что ни "Газпром", ни "Роснефть" не справятся с таким объемом инвестиций самостоятельно.
Источник в "Зарубежнефти", знакомый с мнением сторон по поводу НГК, подчеркивает, что госкомпании по итогам предстоящего в Минприроды совещания могут изменить свои позиции, поскольку их жесткость может объясняться непониманием объема полномочий НГК. По его сведениям, национальная геологоразведочная госкомпания должна будет заниматься первыми двумя этапами геологоразведки: региональным и поисково-разведочным. По его информации, затраты государства на эти работы потом окупятся благодаря удорожанию стоимости лицензии, однако это уже будут лицензии с подтвержденными ресурсами, что должно быть выгодно недропользователям, снимающим с себя риск неподтверждения прогнозных запасов. Он также подчеркивает, что в полномочиях компании - заказ оборудования для работ на шельфе у отечественных предприятий, что будет способствовать созданию рабочих мест и развитию отечественной промышленности.