Зеленый свет "Газпрому"
Сегодня состоится годовое собрание акционеров "Мосэнерго".
В "Газпроме" и РАО вчера вечером заявляли, что пока не приняты решения ни о выкупе акций, ни о голосовании. А источник, близкий к газовому концерну, прогнозирует, что в совет директоров "Мосэнерго" "будут избраны шесть или семь представителей" "Газпрома" (в совете 13 кресел), так как, по его мнению, проводить еще одно собрание акционеров для переизбрания никто не хочет.
Размещение допэмиссии "Мосэнерго", пожалуй, самое длительное в распродаже генерирующих активов, принадлежащих РАО. Решение о том, что "Газпром" станет контролировать столичную энергокомпанию, было принято еще год назад, подготовка шла до осени, соответствующее заседание совета директоров РАО несколько раз откладывалось. Против выступал прежде всего министр экономразвития Герман Греф, который не поддерживает экспансию газового монополиста в какие-либо другие сегменты экономики. Но в декабре собрание акционеров "Мосэнерго", наконец, проголосовало за эмиссию, и в январе стартовало размещение. По его итогам примерно за 2 млрд долл. "Газпром" должен получить контрольный пакет акций энергокомпании (сейчас концерн контролирует около 33% акций), а вырученные деньги будут направлены на строительство четырех энергоблоков на московских ТЭЦ.
В конце апреля, накануне завершения срока выкупа акций допэмиссии, начальник управления ФАС по контролю и надзору в ТЭК Александр Пироженко заявил "Времени новостей", что служба продлевает срок рассмотрения заявки "Газпрома" на сделку до конца мая. "Мы видим риск отрицательного влияния этой сделки на конкуренцию на рынке электроэнергии, - говорил он тогда. - Поэтому мы должны исследовать все последствия, провести анализ".
Вчера он признался, что в итоге ФАС в своем разрешении применила "довольно мягкую формулировку". В ней записано, что до тех пор, пока "Газпром" будет владеть контрольным пакетом акций "Мосэнерго", он обязан, во-первых, "не допускать создания дискриминационных условий при формировании и исполнении договорных обязательств по поставке газа по регулируемым и нерегулируемым государством ценам субъектам оптового рынка электрической энергии в границах первой ценовой зоны", а во-вторых, ежемесячно до 2011 года включительно представлять в ФАС "информацию о фактическом исполнении договоров поставки газа в адрес субъектов оптового рынка электрической энергии в границах первой ценовой зоны, включающую в себя сведения о ценах (регулируемых и нерегулируемых государством), объемах и поставщиках газа в отношении каждой электрической станции, а также информацию о фактическом исполнении договоров транспортировки газа независимых организаций".
Г-н Пироженко утверждает, что ФАС таким предписанием пытается решить две проблемы, вытекающие из сделки. Первая - это лишить "Газпром" возможности манипулировать поставками газа на электростанции, которые являются конкурентами входящих в состав "Мосэнерго". Кроме того, на помощь службе в этом отношении, по его словам, должно прийти постановление правительства "О совершенствовании регулирования цен на газ", проект которого был подготовлен по результатам заседания кабинета министров в ноябре прошлого года. В нем, как планируется, будут прописаны объемы поставок газа промышленным потребителям в 2008-2010 годах, причем за основу будут взяты объемы, поставляемые в этом году. Поэтому ущемления конкурентных интересов электростанций быть не должно.
Вторая проблема, которую ФАС попыталась решить, но не уверена, что это в ее силах, - это поставки газа независимых производителей на электростанции по газопроводам "Газпрома". "Это тонкий момент, - говорит г-н Пироженко, - мы выступаем за принятие постановления правительства о недискриминационном доступе к трубопроводам. Ведь эту проблему предписаниями ФАС решить невозможно. Но этот вопрос правительство пытается решить уже давно, и он целиком находится в его компетенции".
В случае же, если "Газпром" решит нарушить предписание ФАС, говорит г-н Пироженко, то, согласно законодательству, на него может быть наложен штраф. "Либо теоретически систематическое неисполнение предписания и злоупотребление монопольным положением может явиться основанием для расторжения сделки в суде", - утверждает он.