ОГК-5 была создана самой первой среди оптовых генерирующих компаний, именно по этой причине она раньше всех и оказалась готова к продаже. Эта компания объединила Конаковскую, Невинномысскую, Рефтинскую и Среднеуральскую ГРЭС суммарной установленной мощностью 8,6 тыс. МВт. Из этих электростанций самая крупная Рефтинская, ее мощность 3800 МВт, работает на угле. Остальные станции газовые. Таким образом, по структуре топлива ОГК-5 является сбалансированной.
По этой причине этой ОГК в прошлом году интересовался "Газпром".
Он добивался того, чтобы в минувшем ноябре не проводилось ее IPO, в результате которого пакет РАО "размывался" с 87,7 до 75,03%, а была бы продажа стратегическому инвестору. Затем "Газпром" мог бы купить у РАО блокпакет, консолидировав тем самым 37,43% акций. А после выделения ОГК-5 из состава РАО газовый концерн как акционер энергохолдинга получит еще примерно 6% акций ОГК-5. Учитывая, что на свободном рынке обращается более 12% акций генерирующей компании, собрать контрольный пакет не составило бы труда. Но даже если бы это не получилось, всегда можно было бы претендовать на блокпакет, который отойдет государству. Но главе РАО удалось отстоять свою позицию по проведению IPO и по проведению открытого аукциона. После этого "Газпром", как говорят в концерне, потерял интерес к ОГК-5.
Зато у г-на Чубайса наконец появился шанс привлечь масштабные зарубежные инвестиции в электроэнергетику, ради чего, собственно, он и задумывал реформу. В ходе IPO в ноябре ОГК-5 заработало 459 млн долл., при этом никто из покупателей акций не смог консолидировать более 1%.
Вчерашний победитель, впрочем, не новичок в российской электроэнергетике. Enel уже более пяти лет сотрудничает с группой "ЕСН" Григория Березкина, их совместное предприятие управляет Северо-Западной ТЭЦ, а два года назад г-н Березкин и его соратники за 105 млн долл. продали итальянцам 49% акций в своей компании "Русэнергосбыт". Правда, тогда эта компания занималась энергоснабжением предприятий "Газпрома" и РЖД, теперь же газовый концерн создал собственную энергосбытовую структуру и намерен вытеснить "Русэнергосбыт".
Но Анатолий Чубайс пообещал западным энергоконцернам доли в российской генерации, и год назад он подписал меморандум о сотрудничестве с главой Enel Фульвио Конти. Итальянский концерн, как зафиксировано в нем, "заинтересован в инвестировании в российскую электроэнергетику" и его стратегическая цель - "приобретение пакета акций ОГК или ТГК на уровне не ниже 25% плюс одна акция". Вчера, собственно, и было начато выполнение этого меморандума. Г-н Конти, как говорится в пресс-релизе Enel, заявил в связи с победой на аукционе: "Это великий день для хороших взаимоотношений Италии и России. Впервые итальянская компания в качестве стратегического партнера входит в одну из ведущих электроэнергетических компаний в России... Мы собираемся продолжать делиться своим опытом, технологиями и людьми с электроэнергетическим сектором на благо социального, экономического и промышленного развития России".
В свою очередь, член правления, финансовый директор РАО Сергей Дубинин заявил после аукциона, что иностранные участники "имеют положительный опыт взаимодействия с государством, так как являются партнерами государственных компаний, в частности "Газпрома". При этом он указал, что с участниками торгов до сих пор не заключены инвестиционные меморандумы, которые обязывали бы покупателя актива исполнять уже принятую инвестпрограмму ОГК-5. И хотя в данном случае имело место не IPO и вырученные деньги не будут направлены в ОГК-5 (согласно решению совета директоров РАО они будут направлены на выполнение инвестпланов Федеральной сетевой компании и "ГидроОГК", а также на формирование необходимого для реорганизации РАО резерва), г-н Дубинин все же считает необходимым такой меморандум заключить, причем желательно трехсторонний - между РАО, Минпромэнерго и Enel. Однако этот вопрос, по его словам, пока не решен.
Представители проигравшей E.ON заявили, что не отчаиваются и намерены победить в других аукционах. "Теперь мы вплотную будем рассматривать возможность участия в допэмиссии ОГК-4. Эта компания нам интересна, и мы хотели бы получить в ней контроль", - заявил журналистам управляющий проектами E.ON Russia Power Томас Булл.
Зато в Минэкономразвития вчера не скрывали удовлетворения высокой ценой за блокпакет ОГК-5: как сказал представитель министерства Михаил Курбатов, чем больше средств будет выручено на аукционах, тем меньше нужно искать инвестиций для программ ФСК и "ГидроОГК". Надо полагать, что и государство рассчитывает получить неплохие дивиденды от распродажи энергоактивов.






