Shell извлекла недропользу
"Роснефть" подписала соглашение о стратегическом сотрудничестве с англо-голландской Shell. Вместе они собираются заниматься геологоразведкой, добычей, переработкой нефти и сбытом нефтепродуктов в России и за рубежом.
Вчера "Роснефть" распространила сообщение о том, что в пятницу, во время встречи президента компании Сергея Богданчикова с главой Shell Йеруном ван дер Виром, было подписано соглашение о сотрудничестве компаний. Документ предусматривает возможность совместной работы по разведке и разработке месторождений как на море, так и на суше, а также в переработке и сбыте нефтепродуктов. Предполагается, что проекты будут осуществляться как в России, так и за рубежом.
В обеих компаниях уверяют, что соглашений по реализации конкретных проектов пока не подписано, однако рассматривается несколько регионов для совместной деятельности. Уточнить их в "Роснефти" и Shell отказываются, сообщая лишь, что этот вопрос изучит совместная рабочая группа, куда войдет по три представителя каждой компании. Но 8 июня в интервью Ъ господин ван дер Вир говорил, что пока Shell не рассматривает возможность покупки или строительства НПЗ в России, ее интересуют геологоразведка и добыча.
В России у Shell кроме проекта "Сахалина-2" есть соглашение с "Газпромом" об области взаимного интереса, но компании договорились о совместной деятельности только на сахалинском шельфе. В Shell уверяют, что соглашение с "Роснефтью" никак не повлияет на совместную работу компании с "Газпромом" и в России есть возможность сотрудничать с обеими. "Роснефть" также намерена активно работать на Сахалине, и во многом ее интересы с "Газпромом" пересекаются. Также Shell владеет в России 50% в компании Salym Petroleum Development (совместное предприятие с Sibir Energy Шалвы Чигиринского, в прошлом году добыло более 2 млн т нефти, в этом году обещает увеличить производство на 40%).
Отраслевые эксперты полагают, что Shell прежде всего хочет восполнить свои запасы. Недавно компания уступила 25% своих акций в "Сахалине-2" "Газпрому", после чего отраженные в ее отчетности доказанные запасы по этому проекту уменьшились со 109 млн т нефтяного эквивалента до 55 млн т. "Роснефть" же ищет финансовую поддержку и возможность доступа к европейским перерабатывающим мощностям. У российской нефтекомпании пока нет НПЗ в Европе, но "Роснефть" неоднократно заявляла о своем желании купить их. Shell располагает долями в 20 европейских НПЗ, из которых девять (в Дании, Франции, Германии, Швеции и Великобритании) контролирует полностью, в четырех турецких - по 1%.
"Роснефть" стремится стать глобальной компанией и уже работает с BP, Total, китайскими и корейскими компаниями, напоминает аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров. По его мнению, Shell для "Роснефти" не только возможность привлекать средства, но и доступ к технологиям, а также европейским заводам Shell. Аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Максим Шеин добавляет, что приобретение европейских заводов, на которых перерабатывается российская нефть, важно для отечественных компаний, ведь в будущем они могут столкнуться с конкуренцией со стороны казахской нефти. "Но ЛУКОЙЛ уже не первый год безуспешно пытается расширить свои мощности в Европе, и ему это не удается, несмотря на поддержку ConocoPhillips",- отмечает Валерий Нестеров, не исключая, впрочем, что в будущем "Роснефть" может задействовать в сделке по приобретению мощностей в Европе 9,44% собственных акций, выкупленных у ЮКОСа.
Однако отраслевые эксперты сходятся во мнении, что в ближайшее время Shell и "Роснефть" сосредоточатся только на внутрироссийских проектах, несмотря на сделанные в соглашении о сотрудничестве заявления. "'Роснефть' в прошлом году приобрела много лицензий и потратила на это значительные средства (согласно годовому отчету компании, $916 млн.- Ъ). Теперь, чтобы реализовать потенциал этих месторождений, ими нужно заниматься и вкладывать значительные средства",- говорит аналитик Альфа-банка Константин Батунин. Он полагает, что "Роснефть" будет сотрудничать с Shell по той же схеме, что и с другими своими партнерами: финансирование геологоразведочных работ ляжет на плечи иностранцев, а возвращать им деньги компания будет после того, как на проектах начнется добыча.