КТК рефинансирует долги
Акционеры Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) согласовали реструктуризацию его задолженности, что позволит снизить выплаты нынешним кредиторам-совладельцам.
В конце прошлой недели прошло совещание акционеров КТК, на котором присутствовали в основном специалисты по финансам. В распространенном в пятницу по итогам совещания сообщении КТК говорится, что на нем рассматривалось два вопроса - реструктуризация задолженности и проект нового устава ЗАО КТК-Р (оператор части КТК, проходящей по территории России). Согласно сообщению КТК, была создана рабочая группа под руководством "Транснефти". К намеченному на сентябрь собранию акционеров она "выработает консолидированное решение по всем вопросам и представит его на рассмотрение собрания", поясняет представитель КТК Олеся Кузнецова.
Изменение структуры погашения задолженности КТК (сейчас она составляет $5,2 млрд, в том числе до сих пор оспариваемые в судах более $2 млрд налоговой задолженности перед Россией) Россия уже не первый год называет одним из условий расширения мощности консорциума до 67 млн т в год. Сейчас КТК ведет погашение заимствований, взятых у собственных акционеров, выплачивая им проценты из своей прибыли. Это не раз давало России и "Транснефти" повод говорить, что КТК нерентабелен лишь на бумаге, и требовать снижения процентов.
На прошлом собрании акционеров КТК 3 июля "Транснефть" выступила с предложением выпустить евробонды на сумму долга и таким образом изменить схему его погашения. Однако это и другие предложения были заблокированы акционерами (см. Ъ от 4 июля). Изменение редакции устава КТК может облегчить для "Транснефти" проведение своих требований. Источник, близкий к акционерам КТК, рассказал Ъ, что основное изменение в устав, которое планируется внести, состоит в том, что решения будут приниматься 75% голосов акционеров.
В данный момент они принимаются 100% голосов, то есть пакет любого размера является блокирующим.
Источник, знакомый с ситуацией в консорциуме, пояснил, что смысл создания рабочей группы (в ней представлены все акционеры, в том числе находящиеся в оппозиции к "Транснефти") состоит в формировании консенсуса и представлении на собрании в сентябре выводов группы как консолидированного предложения всех акционеров.
Аналитики долгового рынка считают выпуск евробондов КТК достаточно перспективным. Как отмечает кредитный аналитик Standard & Poor`s Евгений Коровин, КТК сейчас не имеет кредитного рейтинга и для размещения евробондов компании придется представить инвесторам дополнительную информацию о себе. "Но сам по себе КТК неплохой актив. По этой системе транспортируется нефть с месторождений Казахстана, и у КТК практически нет конкурентов,- отмечает аналитик.- Убытки компании, по всей видимости, стали результатом высоких ставок по кредитам, выданным консорциуму его акционерами".
По мнению господина Коровина, главными рисками размещения остаются политический и страновой. "Но если мы предположим, что конфликт России и иностранных акционеров КТК разрешится и будет достигнуто соглашение о его расширении - а это наверняка станет одним из условий, которые поставят западные акционеры КТК,- то уровень странового риска снизится",- отмечает Евгений Коровин. Он думает, что в этом случае вероятность успешного размещения еврооблигаций с приемлемым уровнем доходности "существенно возрастет".
Начальник отдела анализа рынка облигаций и кредитного риска МДМ-банка Михаил Галкин подчеркивает, что необходимым условием размещения облигаций является "адекватная тарифная политика", которая позволит заемщику получать прибыль. Источник, знакомый с итогами совещания, рассказал Ъ, что вопрос о повышении тарифа с $24,5 за тонну до $38 (еще одно из предложений "Транснефти") на нем не рассматривался.
В "Транснефти" тоже не видят препятствий для размещения бондов КТК. "В этом году компания впервые показала прибыль - более 1 млрд руб., а если предприятие хорошо работает, то у него должна быть прибыль, иначе его надо или закрывать, или продавать",- считает вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев. Он уверен, что ставка при размещении евробондов будет "в любом случае ниже 12%, которые сейчас КТК платит своим акционерам по кредитам". Впрочем, в "Транснефти" готовы приветствовать любое решение, в результате которого проценты по кредитам снизятся. В частности, привлечение новых кредитов, за счет которых будут гаситься старые, но под более низкие проценты. "Бонды - это только один из вариантов",- говорит господин Григорьев.
Источник, близкий к акционерам КТК, добавляет, что помимо рефинансирования задолженности консорциуму понадобится занять еще около $2 млрд на расширение. Собеседник Ъ пояснил, что ТЭО расширения КТК прекращает действовать в конце 2008 года, к этому моменту должно начаться строительство. Тогда же начнется строительство нефтепровода Бургас-Александруполис, в зависимость от которого Россия ставила расширение КТК. То есть уже в конце 2008 года у консорциума должны быть средства для оплаты строительства.