"Роснефть" купила "ЮКОС"
Вчера на рекордно коротком по продолжительности аукционе длиной всего один шаг "Роснефть" приобрела 18-й лот имущества ЮКОСа за 18,57 млрд руб. при стартовой цене 18,48 млрд.
В состав 18-го лота активов ЮКОСа вошли транспортные, финансовые, нефтехимические и производственные активы в России и СНГ, например "Восток Азия Транзит ЛЛК", владеющая правом на поставку нефти в Китай через Монголию, украинское ЗАО "Кафа", специализирующееся на перевалке нефтепродуктов на морские суда и в железнодорожные цистерны, зарегистрированное в Армении ООО "ЮКОС СНГ Инвестмент", ЗАО "Куйбышевнефтеоргсинтез", производящее нефтехимическое сырье и моторные масла, "ЮМ-Трейд", Yukos UK Limited, а также телекомпания "Телеспецназ", несколько ЧОПов и другие мелкие компании.
Один из основных активов лота - ЗАО "ЮКОС-Транссервис", по информации "Роснефти", владеющее многочисленным парком специализированных цистерн для перевозки нефти и нефтепродуктов, на счетах которого аккумулированы существенные денежные средства. По словам главы компании "Росэко", входящей в консорциум оценщиков ЮКОСа, Евгения Неймана, на счетах этой компании может находиться крупная неоспариваемая дебиторская задолженность. Ранее этот актив помимо других транспортных входил в лот №16, оцененный в 8,9 млрд руб., на который не нашлось покупателей.
На сей раз аукцион состоялся благодаря ООО "Бенефит", поддержавшему номинальную цену. Эта компания ранее участвовала в аукционе за право приобретения нескольких участков недр в Восточной Сибири, в котором победила "Роснефть". "Роснефть" не комментирует судьбу приобретенных вчера активов. Ее пресс-секретарь Николай Манвелов сообщил лишь, что лот в целом оказался интересен компании, а структура каждого из приобретенных активов сейчас анализируется. Он не сообщает, какая судьба постигнет бренд "ЮКОС".
Константин Черепанов из ИК "КИТ Финанс" затруднился оценить справедливую стоимость приобретенных "Роснефтью" активов, полагая, что госкомпания могла переплатить за них с целью побыстрее закончить процедуру банкротства по просьбе госструктур. Он не исключает, что ряд активов, входящих в лот, действительно интересен госкомпании, а в июле она не подавала заявок на транспортные активы, поскольку попросту не успела оценить целесообразность их приобретения.
Управляющий директор TNC Creative Services Наталья Меш предполагает, что сам бренд "ЮКОС" может стоить 600-800 млн долл., исходя из прошлогоднего рейтинга Interbrand, в котором бренд "Роснефть" оценивался в 630 млн долл. "Все изменения, произошедшие с компанией, не повредили ценности бренда. Несмотря на наказание Ходорковского и его противостояние с властью, на его имидж это не повлияло: он выглядит убедительным за счет его бизнес-способностей. А сам бренд приобрел тотальную известность. И при правильном перезапуске он станет своего рода фениксом, восставшим из пепла", - считает эксперт.
Но оценщики недоумевают, откуда взялись такие высокие цифры при том, что в России этот бренд несет скорее негативную окраску. Евгений Нейман говорит, что сначала бренд и торговые марки не собирались оценивать вовсе, но поскольку компания номинально еще существует, то включили их в общий лот по символической стоимости. А Константин Черепанов полагает, что приобретенный в составе лота бренд "ЮКОС" и торговые марки с одноименным названием будут похоронены "Роснефтью".