По опыту старших товарищей
Опыт продвижения за рубежом позитивного образа России и деятельности руководства страны усилиями крупных PR-агентств во главе с американской Ketchum, очевидно, был признан успешным настолько, что его решено перенести на уровень госкорпораций. Перв.
Первым большой контракт на поддержание связей с иностранными СМИ, госорганами и общественными организациями подписал "Газпром". Как рассказали "Времени новостей" представители иностранных изданий, теперь от имени российского газового гиганта с ними общаются сотрудники трех PR-агентств - лондонского офиса Gavin Anderson (штаб-квартира в Токио), американского Ketchum и расположенного в Брюсселе GPlus. В "Газпроме" подтвердили эту информацию, отметив, что лидером консорциума является Gavin Anderson.
Как известно, больше года назад Кремль нанял агентство Ketchum для пиар-сопровождения председательства России в "большой восьмерке". Gavin Anderson и GPlus, которые, как и Ketchum, являются "дочками" одного из лидеров мирового рынка массовых коммуникаций - Omnicom Group с оборотом свыше 11 млрд долл., также участвовали в реализации заказа кремлевской администрации. В начале лета первый заместитель пресс-секретаря российского президента Дмитрий Песков сообщил, что сотрудничество Кремля и иностранных пиарщиков продлено еще на один год.
Теперь круг замкнулся. Обратиться к иностранным специалистам по связям с общественностью российские власти заставил вал негатива, который спровоцировала газовая война "Газпрома" с Украиной зимой 2005-2006 годов. И вот те же специалисты (с той лишь разницей, что основным подрядчиком стал не Ketchum, а Gavin Anderson) будут стараться продемонстрировать на Западе, что "Газпром" является надежным и перспективным партнером по бизнесу, а не энергетическим кнутом Москвы в Европе.
"Газпром" не сразу обратился к услугам альянса Gavin Anderson, Ketchum и GPlus. В начале года в прессе появилась информация, что группа "Газпром" близка к подписанию контракта с другой международной PR-компанией - PBN. По информации "Времени новостей", тогда переговоры велись с консорциумом во главе с Hill & Knowlton, которому должны были помогать PBN Company и Penn, Schoen and Berland Associates. Однако сделка так и не состоялась, чему в немалой степени способствовала преждевременная информация о ее подготовке. Не последним фактором, скорее всего, стало участие эстонского подразделения PBN в кампании по сносу Бронзового солдата в Таллине.
В итоге "Газпром" подписал контракт с агентствами, "проверенными" оргкомитетом саммита G8 в Санкт-Петербурге, PBN Company лишилась клиента, а Hill & Knowlton получил "утешительный приз" в виде подряда на PR-поддержку одного из крупнейших инфраструктурных проектов "Газпрома" - строительства газопровода "Северный поток", который реализуется совместно с немецкими E.ON и BASF.
Представители Gavin Anderson вчера не ответили на вопросы "Времени новостей". А в "Газпроме" отказались комментировать детали соглашения. Источник в компании лишь отметил, что хотя официального тендера не было, концерн выбирал из четырех предложений, поступивших от международных PR-агентств. Называть неудачливых соискателей он не стал.
Финансовые детали таких сделок редко становятся достоянием общественности. В отчете департаменту юстиции США Ketchum, который был обязан сообщить о консалтинговых, лоббистских и коммуникационных услугах иностранным госструктурам, сумма также пока не раскрыта. В любом случае там может быть оглашена смета кампании только на территории США, хотя информационное сопровождение осуществляется и в других странах. По неофициальным данным, имиджевая поддержка России как хозяйки прошлогоднего саммита "большой восьмерки" стоила заказчику около 8 млн долл. (по официальным - 2 млн долл.). Правда, деньги были не бюджетные, а поступили от так и неназванных банковских структур.
В случае с "Газпромом" сумма сделки, скорее всего, значительно больше. Только за то, чтобы название российского концерна красовалось на майках футболистов немецкого клуба "Шальке-04", "Газпром" с осени прошлого года платит 10 млн евро в год плюс премии за победы в турнирах (если, конечно, таковые будут). Международный имидж российского газа, очевидно, много дороже.