"Газпром" не рискует
Бюджет "Газпрома" на 2008 г. еще верстается. Но "Газпром экспорт" уже представил свой прогноз цен для Европы - $275,1 за 1000 куб. м, говорит источник в "Газпроме". Поставки планируются на уровне 157,6 млрд куб.
Европа всегда была главным рынком сбыта для российской монополии, принося больше половины выручки. Судя по прогнозу на 2008 г., доходы от поставок в Европу и дальше будут основой бюджета: валовая выручка газового концерна от европейских продаж составит как минимум $43 млрд, что на 20% больше плана на этот год.
Но аналитиков осторожность "Газпрома" удивила. С весны нефтепродукты стабильно дорожают: цена на дизтопливо с апреля по середину октября выросла на 48%. Подорожание дизтоплива неизбежно отразится на контрактах "Газпрома" - его европейские цены привязаны к котировкам цен нефтепродуктов за предыдущие 6-9 месяцев. Поэтому прогнозы экспертов заметно отличаются от расчетов "Газпрома": Евгения Дышлюк из "Уралсиба" полагает, что газ для Европы в 2008 г. будет стоить свыше $290 за 1000 куб. м, аналитики "Тройки диалог" считают, что в I квартале 2008 г. европейские цены "Газпрома" могут впервые пробить планку $320 за 1000 куб. м. Даже Минэкономразвития прогнозирует цену $281 за 1000 куб. м. Лишь Екатерина Кравченко из "Брокеркредитсервиса" считает, что цена не поднимется выше $273 за 1000 куб. м.
"Газпром" уже обжигался на слишком оптимистичных прогнозах. Прошлой осенью он посчитал, что в 2007 г. продаст Европе газ в среднем по $293,8 за 1000 куб. м и получит свыше $46 млрд выручки. Но прогноз в итоге пришлось снизить. Последний план - добиться хотя бы $265 за 1000 куб. м.
Для "Газпрома" самым удачным за последние пять лет был 2005 год. Тогда нефтепродукты подорожали на мировых биржах почти на 58%, а цены на газ вслед за ними поднялись на 40%. 2006 год был почти таким же успешным: российский газ подорожал для Европы на 36% до $261,9 за 1000 куб. м.
Выручка в 2008 г. будет во многом зависеть от объемов поставки газа, а они - от погодных условий, чего нельзя предугадать, констатирует Дышлюк. Главное, чтобы рост цен компенсировал возможное падение продаж, как это произошло в текущем году после аномально теплой зимы.