Восточный нефтепровод на грани срыва
Совет директоров "Транснефти" вчера выступил против переноса сроков введения в действие первой очереди нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО).
"Совет директоров счел, что не в его компетенции изменять сроки ввода, определенные решением правительства, и вернуться к рассмотрению вопроса о сроках теперь решено в первом квартале 2008 года", - заявил вчера Интерфаксу по окончании заседания совета директоров "Транснефти" источник в компании.
Первые сообщения о том, что "Транснефть" не укладывается в графики и готовится сдвинуть сроки введения в строй первой очереди ВСТО на один год, появились на лентах информагентств еще в минувшую пятницу. По словам источника Интерфакса в одном из профильных ведомств, соответствующее предложение компания направила в Минпромэнерго.
"Есть определенная технология строительства: если к сентябрю 2008 года нефтепровод ввести не получится, следующий возможный срок - сентябрь 2009 года, не позже", - отметил источник. По его словам, необходимые испытания оборудования трубопровода возможны только при положительном температурном режиме, который заканчивается в забайкальском регионе именно в сентябре.
22 ноября правление "Транснефти" констатировало, что отставание строительно-монтажных работ от графика происходит на трети трассы ВСТО. Тогда глава компании Николай Токарев заявлял о возможной отсрочке ввода системы на три-четыре месяца. Однако руководитель Минпромэнерго Виктор Христенко тогда же заявил, что правительство пока не планирует пересматривать сетевой график строительства первой фазы ВСТО. В то же время президент Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров, через республику которого проходит часть трассы, не исключил, что первая очередь ВСТО может быть введена в строй на шесть месяцев позже установленных сроков.
Перенос сроков окончания строительства значительно увеличит стоимость и так резко подорожавшего за последние годы проекта. Первоначально, в 2004 году, "Транснефть" планировала потратить на строительство первой очереди ВСТО около 6,6 млрд. долл. Затем, после того как в апреле 2006 года президент Владимир Путин потребовал отдалить маршрут трубопровода от Байкала, что удлинило его примерно на 10%, смета проекта была увеличена до 11,2 млрд. руб. На удорожании сказался и пересмотр валютных курсов. В начале декабря замдиректора департамента государственной энергополитики Минпромэнерго Владимир Саенко заявил, что стоимость нефтепровода составит 12 млрд. долл. В августе "Транснефть" сообщила, что Главгосэкспертиза подтвердила обоснованность затрат на первую очередь ВСТО на еще более высоком уровне - 12,5 млрд. долл.
По мнению опрошенных "НГ" аналитиков, пересмотр сроков введения трубопровода в действие неизбежно приведет к еще большему удорожанию проекта - примерно на 10-20%.
"Впрочем, смета проекта может вырасти и без переноса сроков - рост примерно на 20% вполне ожидаем, так что в итоге стоимость первой очереди может обойтись в 15 миллиардов долларов, - считает аналитик "Антанта-Капитал" Тимур Хайруллин. - Если же сроки будут передвинуты, то от этого пострадает прежде всего сама "Транснефть", поскольку будет получать доходы позже, а также российские нефтяные компании, такие как "Сургутнефтегаз", "Роснефть" и т.д. Выиграет, пожалуй, только РЖД, которая по-прежнему будет поставлять нефть в железнодорожных цистернах".
В свою очередь, директор департамента организации крупных сделок "2К Аудит - Деловые консультации" Михаил Фельдман полагает, что в случае удлинения сроков на один год стоимость трубопровода может вырасти примерно на 10%. "Это при условии, что инфляцию удастся удержать в запланированных рамках, - поясняет эксперт. - Помимо инфляции на удорожание трубопровода влияет и рост оплаты труда: подрядчик вновь встретится с трудностями по привлечению специалистов за цену, предусмотренную в смете". По мнению Фельдмана, удорожание проекта, которое может произойти в случае переноса срока ввода, может привести впоследствии к увеличению тарифа на прокачку по ВСТО нефти.