Отбились от угля
На Верхнетагильской ГРЭС вместо двух угольных энергоблоков будут строиться газовые, рассказала "Ведомостям" представитель ОГК-1 Яна Дубейковская. Решение уже одобрили правление РАО ЕЭС и администрация Свердловской области.
Причина проста: строить газовые станции быстрее и дешевле, чем угольные. ОГК-1 сэкономит 15% сметы, объясняет Дубейковская. Для компании это означает выигрыш не меньше $300 млн, подсчитал аналитик "Атона" Дмитрий Скрябин. Инвестиции в строительство двух угольных блоков на 330 МВт он оценивает примерно в $1 млрд, а газовых — в $700 млн.
Газ для новых энергоблоков обойдется Верхнетагильской ГРЭС на 20% дешевле, чем уголь, подсчитал аналитик "КИТ финанс" Дмитрий Царегородцев. При средней цене газа к 2010 г. по $75 за 1000 куб. м ОГК-1 будет тратить $63 млн в год. За уголь — около $90 млн в год при средней цене к 2010 г. в $84 за тонну.
Это первый случай, когда "дочка" РАО ЕЭС отказывается следовать инвестпрограмме энергохолдинга, ориентированной на уголь. РАО было вынуждено отказаться от более экономичного газа осенью 2006 г., когда "Газпром" не смог дать гарантию на дополнительные поставки. С тех пор строительство не только газовых, но и угольных блоков для тепловых генерирующих компаний (ОГК, ТГК) стало обязательным.
Решить проблему дефицита газа ОГК-1 помогла "Итера" — она будет обеспечивать газом новые энергоблоки Верхнетагильской ГРЭС, говорит представитель "Итеры" Евгений Остапов. По данным источника в РАО, речь идет о поставках "Итерой" около 840 млн куб. м в год.
Если у ОГК-1 есть гарантия, что энергоблоки будут обеспечены газом, РАО считает возможным поддержать проект, говорит представитель РАО Марита Нагога. По ее словам, газовые блоки строить быстрее, а для Свердловской области это очень важно. Область входит в число 11 регионов, где из-за дефицита энергомощностей есть риск ограничения потребителей, объясняет Нагога.
Правда, пока сроки строительства не изменились: окончание первого блока намечено на 2010 г., второго — на 2013 г.
ОГК-1 повезло, что она договорилась с независимым поставщиком газа, считает Скрябин. По его мнению, примеру ОГК-1 могут последовать и другие "дочки" РАО. Они перепишут угольные проекты на газовые, если договорятся с независимыми производителями, рассуждает Скрябин.
Аналогичные корректировки в инвестпрограмму внесла ОГК-3, но контроль в этой энергокомпании перешел от РАО к "Норильскому никелю", который сейчас пытается переделать программу.