Окно в Китай
«Газпром нефть» получила разрешение на транзит нефти в Китай через Казахстан (по нефтепроводу Атасу — Алашанькоу). Об этом РБК daily сообщили в пресс-службе нефтяной компании.
В ноябре 2007 года Москва договорилась с Астаной о транзите нефти в Китай по маршруту Атасу — Алашанькоу. Тогда глава Минпромэнерго Виктор Христенко говорил, что в 2008 году российские компании могут поставить в Поднебесную по этой трубе до 5 млн т нефти. Спустя некоторое время «Казтрансойл» (дочерняя компания «Казмунайгаза») выдал компании ТНК-BP разрешение на транзит нефти через Казахстан. Аналогичная заявка была подана «Газпром нефтью», но ее согласование казахской стороной затянулось. Вчера в пресс-службе «Газпром нефти» РБК daily сообщили, что согласие «Казтрансойла» наконец получено.
Ожидается, что в первом квартале ТНК-BP и «Газпром нефть» поставят через Атасу — Алашанькоу по 150 тыс. т нефти. В «Газпром нефти» надеются, что поставки, несмотря на некоторую задержку по срокам, будут полностью осуществлены. Во втором квартале «Газпром нефть» предположительно отправит в Китай через Казахстан уже 360 тыс. т нефти. В ТНК-BP планы по поставкам через Атасу — Алашанькоу во втором квартале пока не озвучивают.
Прежде российская нефть экспортировалась в Китай только по железной дороге. По данным РЖД, в 2007 году объем этих поставок составил почти 9 млн т нефти, что на 12,4% меньше уровня 2006 года. Практически весь указанный объем нефти транспортировался через пограничную станцию Забайкальск, и только 50 тыс. т было поставлено через погранпереход Наушки. Маршрут экспорта нефти через Наушки ранее использовал ЮКОС: в 2006 году объем его поставок нефти в Китай составил около 1,4 млн т.
Экспорт нефти через Забайкальск ведется в рамках контракта между «Роснефтью» и китайской компанией CNPC. Договор заключен в 2004 году и предусматривает поставки 48,4 млн т нефти до 2010 года. Однако рыночные цены на нефть растут, и условия контракта с CNPC давно стали невыгодными для «Роснефти». По неофициальным данным, «Роснефть» в прошлом году пыталась добиться повышения цены, зафиксированной в договоре с CNPC, на 40 долл. за каждую тонну нефти, но китайская сторона согласилась поднять цену лишь на 67 центов за баррель (около 5 долл./т). В «Роснефти» эту информацию не комментируют.
Эксперты отмечают, что разногласия «Роснефти» и CNPC по вопросу стоимости нефти ставят выполнение уже подписанного контракта на железнодорожные поставки под угрозу. Более того, в результате этого конфликта может быть сорвано строительство ответвления на Китай от магистрального трубопровода ВСТО, полагает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. В прошлом году Москва и Пекин так и не смогли подписать договор о строительстве китайской ветки, хотя ее проект уже готов.
В ситуации, когда поставки нефти в Китай по железной дороге слишком дороги, а судьба китайского ответвления ВСТО окутана туманом, трубопровод Атасу — Алашанькоу становится самым выгодным и перспективным маршрутом экспорта нефти в Поднебесную, в том числе и для «Роснефти». Однако дополнительных объемов нефти для экспорта в Китай у российской госкомпании сейчас нет, они могут возникнуть только в случае расторжения контракта с CNPC, замечает г-н Крутихин. В «Роснефти» подчеркивают, что поставки нефти для CNPC сейчас ведутся в соответствии с условиями контракта. Собирается ли «Роснефть» поставлять нефть в Китай по Атасу — Алашанькоу, в компании не говорят.