Чубайс подружился с Миллером
Проблема с поставками газа для второго блока Калининградской ТЭЦ наконец решена. РАО «ЕЭС России» и «Газпром» создали СП, контроль в котором сохранен за газовой монополией. Энергохолдинг внесет в СП имущество ТЭЦ, а «Газпром» — денежные средства.
Доля «Газпрома» в новом СП составит 51%, доля преемника РАО «ЕЭС» в этой станции — «Интер РАО ЕЭС» — 49%, сообщает РИА РБК. Газовый концерн оплатит свое участие денежными средствами, необходимыми для достройки второго энергоблока, а энергохолдинг внесет имущество первого блока Калининградской ТЭЦ-2. Cтороны также договорились о долгосрочных поставках газа на ТЭЦ. Соответствующий долгосрочный договор уже подписан между «Калининградрегионгазом» и «Межрегионэнергостроем».
Сколько конкретно внесет «Газпром» денег в СП, в «Межрегионгазе» не уточнили. В «Интер РАО» РБК daily добавили, что их объем составит примерно сумму, сопоставимую с текущей рыночной стоимостью имущественного комплекса первого блока (строительство первого блока станции стоило 450 млн евро). Собеседник уточнил, что не все корпоративные процедуры по созданию СП еще пройдены, но процесс «находится на завершающей стадии». Для его окончательного формирования необходимо одобрение как совета директоров РАО «ЕЭС», так и «Интер РАО».
Почему доли в будущем СП распределены непропорционально, источник РБК daily, близкий к энергохолдингу, объяснил так: «Это напрямую связано с такой важной темой, как энергобезопасность всего Калининградского региона». Дело в том, что Литва, которая частично покрывает потребности области в электроэнергии, намерена интегрироваться в европейскую энергосистему, поэтому Калининграду с учетом особенностей его географического положения просто необходимо иметь независимые источники электроэнергии.
Как известно, РАО «ЕЭС» не могло начать строительство второго блока Калининградской ТЭЦ, так как «Газпром» четко дал понять, что дополнительного объема газа на станцию нет. Энергохолдинг даже вынужден исключить проект строительства из своей инвестиционной программы на этот год. В конце ноября 2007 года появилась неофициальная информация, что «Газпром» договорился с РАО «ЕЭС» о поставках топлива на Калининградскую ТЭЦ-2 в обмен на вхождение в состав ее акционеров. Данный вопрос был положительно решен в рамках протокола совещания у премьер-министра Виктора Зубкова.
Впрочем, сговорчивость «Газпрома» в вопросах поставки газа на станцию, который не решался более двух лет, аналитики объясняют отнюдь не бескорыстными мотивами монополиста. «Ведь «Газпром» отдает на станцию фактически экспортный газ по регулируемой цене, — объясняет Дмитрий Терехов из ИГ «АнтантаПиоглобал». — Так что для него войти в капитал Калининградской ТЭЦ — это фактически увеличение маржинальности поставок за счет повышения степени передела». Василий Сапожников из ФК «Открытие» добавляет, что через созданное СП «Газпром» получил «выход на рынок продукта более высокого передела». Ведь Калининградская ТЭЦ может экспортировать электроэнергию, а «Газпром» возражал против увеличения поставок газа на ТЭЦ‑2именно из-за недовольства ситуацией, когда за счет экспорта электроэнергии, произведенной на дешевом газе, владельцы ТЭЦ получают дополнительную прибыль. Алексей Серов из ИК «Файненшл Бридж» не исключает, что создание СП — это первый шаг для формирования «своеобразного плацдарма для усиления своих позиций на европейском энергорынке».