"Газпром" завел китайцев в тупик
Китай, который долгое время не соглашался покупать газ у «Газпрома» по какой-либо приемлемой для компании цене, готов на первоначальном этапе согласиться взять за основу цену на газ в Европе, чтобы рассчитать цену на российский газ.
В начале 2006 года «Газпром» с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC) подписали протокол, который подразумевал, что уже в 2011 году должны начаться поставки голубого топлива в Китай. Для реализации поставок из Западной Сибири предусмотрено создание новой трубопроводной транспортной системы «Алтай». Однако переговоры с китайцами затянулись. Ранее руководитель департамента внешнеэкономической деятельности «Газпрома» Вячеслав Цыганков признавался, что переговоры с китайской стороной по ценам будущих поставок газа зашли в тупик, так как китайцы готовы платить за импортируемый из России газ менее 100 долл. за 1 тыс. куб. м.
Вчера российские агентства со ссылкой на источник, близкий к переговорам, сообщили, что китайскую CNPC на начальном периоде в качестве отправной точки для выработки цены на российский газ для наполнения газопровода «Алтай» устроила бы цена, по которой «Газпром» продает топливо Европе. По предположению китайской стороны, предлагаемый «Газпромом» вариант ценовой формулы ведет к тому, что газ для CNPC обойдется дороже, чем Европе, то есть цена будет в итоге выше мировой, с чем китайская корпорация не может согласиться.
По словам источника, китайцы считают, что в настоящее время переговоры с «Газпромом» зашли в тупик из-за жесткой позиции «Газпрома» относительно цены, и высказывают сомнения в искреннем стремлении российской компании поставлять газ Китаю. В «Газпроме» от комментариев воздержались.
Отказ Китая от привязки к ценам на уголь и намерение рассматривать в качестве базиса цены на газ в Европе (в текущем году средняя цена поставок может достигнуть 350 долл. за 1 тыс. куб. м) является для «Газпрома» позитивным моментом, подчеркивает Денис Борисов из ИФК «Солид». По всей видимости, это связано с твердым намерением Китая не увеличивать долю угля в своем топливно-энергетическом балансе с нынешних 65—70%. По оценкам аналитика, потребность Китая в российском газе к 2020 году может составить порядка 30 млрд куб. м.
Однако большая часть переговорного процесса «Газпрома» и CNPC еще впереди, уверен партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. Формула цены, привязанная к европейской, вполне возможна, но вопрос в том, что еще будет «нагружено» дополнительно на эту цену. Построить газопровод из Западной Сибири до китайской границы (проект «Алтай») менее чем за 10 млрд долл. не удастся, говорит эксперт. К этому приплюсовывается стоимость разработки новых месторождений, таких как Чаяндинское и Ковыкта. Получается, что для того, чтобы проект окупился хотя бы в течение семи—девяти лет, цена должна быть чуть ли не вдвое выше, чем в Европе, подсчитал г-н Крутихин.
Аналитики считают, что на цену, вдвое превышающую европейскую, Китай не согласится. Китайцы просто построят дополнительные регазификационные терминалы и закроют возможный дефицит газа за счет увеличения импорта СПГ, считает г-н Борисов. Участники рынка полагают, что наиболее приемлемой для Китая будет формула цены, учитывающая как цену на газ в Европе, так и цену на СПГ в Юго-Восточной Азии.