Под маской «Лукойла»
«Лукойл» решил судиться с компаниями, которые незаконно используют его товарный знак.
Несколько лет назад около 40 АЗС имели право на «раскраску» «Лукойла» по схеме франчайзинга. Но число жалоб на качество топлива росло, рассказывает представитель ЛЦ, и выяснилось, что рост недовольства приходится именно на джобберские АЗС, которые закупают топливо не у «Лукойла», а неизвестно где. В связи с этим, говорит собеседник «Ведомостей», было решено отказаться от джобберской программы. Последние договоры истекли в середине 2007 г., и ни один из них не возобновлен. Таким образом, теперь джобберские заправки, работающие под знаком «Лукойла», делают это незаконно. Таких, по словам представителя ЛЦ, 17 в Москве и 15 в области. «Потенциал» — это только начало, — говорит он, — компания будет судиться со всеми, кто добровольно не устранит нарушение«.
Некоторые пираты демонстрируют творческий подход к делу, слегка видоизменяя товарный знак «Лукойла»: по данным представителя компании, в Краснодарском крае работает несколько заправок под маркой «Ликойл», в Волгоградской области — Luckoil, в Иванове — «Люкойл». Но в этих случаях можно доказать в суде схожесть знаков до степени смешения, говорит представитель «Лукойла».
Аналогичные проблемы есть и у ТНК-ВР. Как рассказывает сотрудник компании, за прошлый год в территориальные управления ФАС было подано порядка 40 заявлений о незаконном использовании логотипа «ТНК» на АЗС. По 20 из них чиновники выдали предписания о прекращении нарушения, остальные — в стадии рассмотрения. Компания намерена ужесточить борьбу с пиратами, через суд добиваясь от них денежных компенсаций, говорит собеседник «Ведомостей». Андрей Кудаков, управляющий партнер патентной коллегии «Кудаков и партнеры», говорит, что за такие нарушения ГК предусмотрена компенсация в 0,01-5 млн руб. Еще можно взыскать с нарушителя двойной размер платы за использование товарного знака по договору франчайзинга. Юрист советует использовать второй вариант.
Несколько лет назад «Сибнефть» успешно судилась с пиратами, но теперь, как говорит представитель «Газпром нефти» (правопреемник «Сибнефти») Наталья Вялкина, эта проблема не актуальна для компании — она собирается провести ребрендинг АЗС.