Тарифы на вырост
На предстоящем сегодня заседании совета директоров Каспийского трубопроводного консорциума «Транснефть» собирается предложить повысить тарифы на прокачку нефти по КТК на 2,5 долл за тонну нефти. Об этом сообщил источник в госкомпании.
Предыдущее повышение тарифа на прокачку нефти по КТК, где России принадлежит мажоритарная доля 24,5% акций, утвердили в сентябре прошлого года на собрании акционеров консорциума. С 1 октября он вырос с 30,24 до 38 долл. за тонну нефти. Принципиальная договоренность о расширении КТК до 67 млн т в год в ближайшее время, по словам президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, была достигнута между ним и президентом России Владимиром Путиным 20 декабря прошлого года.
Совет директоров КТК пройдет в Москве 5—6 февраля. По сообщению пресс-службы консорциума, на нем планируется обсудить «текущие вопросы». Между тем источник РБК daily среди российских акционеров КТК пояснил, что в повестке дня мероприятия — обсуждение вопросов расширения трубопровода «Тенгиз — Новороссийск». По его данным, предварительно намечается, что это будет происходить в два этапа по графику «17+17». На первом этапе возможно расширение прокачки нефти до 49—50 млн т в год, а затем до 66—67 млн т. По итогам прошлого года по КТК было прокачано 32,6 млн т нефти — на 4,8 % больше, чем в 2006 году.
Менеджер объяснил, что размер тарифов по итогам увеличения мощности трубы пока обсуждать не планируется, поскольку он будет рассчитывать по итогам модернизации ТЭО расширения трубопровода. Но на проектирование схемы расширения нужны дополнительные средства не менее 50 млн долл., которые не были предусмотрены в бюджете КТК на 2008 год. Он отметил, что российская сторона предложит привлечь их за счет повышения тарифа на прокачку топлива на 2,5 долл. за т, до 40,5 долл. Собеседник ожидает, что, если другие акционеры проекта одобрят предложение «Транснефти», работы по проектированию расширения КТК могут быть закончены до конца 2008 года. Помимо этих вопросов, по его данным, планируется переизбрать совет директоров КТК, причем в нем возможны изменения со стороны представителей России из исла чиновников Росимущества.
В пресс-службах КТК, «Транснефти» и компаний-акционеров консорциума эту информацию не комментируют. Менеджер одной из западных компаний, входящей в число акционеров КТК, полагает, что предложение «Транснефти» может не найти поддержки сразу у нескольких поставщиков нефти в трубу — Chevron, ExxonMobil и «Казмунайгаза». Им было бы невыгодно очередное повышение тарифов, которое может в результате оказаться только первой ласточкой на пути к более глобальному росту цен на прокачку топлива. На прошлогодний рост цен они согласились с большим трудом, надеясь, что эти уступки ускорят процесс расширения КТК. «В качестве компромисса может быть предложено привлечение кредитов на доработку ТЭО», — отмечает он. Однако источник в «Транснефти» говорит, что госмонополию это не устроит, поскольку кредиты означают рост долговой нагрузки, которая и так составляет 5 млрд долл. «Это дополнительный убыток для России как акционера проекта», — считает он.
Редактор по Каспийскому региону консалтинговой компании RusEnergy Игорь Ивахненко считает, что, если западные акционеры пойдут на повышение тарифа, это будет означать, что они приняли российские правила игры в вопросе расширения КТК. Эксперт не исключает, что иностранцы отвергнут эту инициативу и тогда, по его мнению, вопрос расширения КТК снова будет отложен как минимум до конца президентских выборов в России. «Тогда станет ясно, какого вектора внешней политики будет придерживаться Россия», — отмечает он.