Если завтра война
Сегодня к полудню истекает срок действия ультиматума, который «Газпром» поставил «Нафтогазу Украины».
Как рассказал глава секретариата президента Виктор Балога, г-н Ющенко сразу же передал полученную из Москвы телеграмму премьер-министру Юлии Тимошенко (которая сделала все, чтобы развязать газовую войну) с указанием «до конца воскресенья, 10 февраля, обеспечить подписание всех документов между «Нафтогазом Украины» и российской стороной относительно поставок газа и расчетов за него». Президент определил, что премьер-министр должна лично контролировать все необходимые меры и доложить о выполнении этого поручения. «Поручение президента правительству -- последний импульс к конкретным действиям. Ждать нельзя», -- сказал г-н Балога.
Премьер ответила тем, что отправила на переговоры в Москву главу «Нафтогаза» Олега Дубину (он вылетел из Киева вчера вечером). Правда, не понятно, какие директивы он привезет сегодня на улицу Наметкина.
В пятницу первый зампред правления «Нафтогаза» Игорь Диденко уже приезжал на переговоры с зампредом правления «Газпрома» Валерием Голубевым. Но они стремительно завершились полным провалом. «Встреча показала полную неготовность украинской стороны обсуждать по существу данную проблему, -- заявил официальный представитель российского концерна Сергей Куприянов. -- Игорю Диденко была подробно изложена позиция «Газпрома», и на этом переговоры закончились».
Источник «Времени новостей» пояснил, что менеджер «Нафтогаза» приехал в Москву с одним-единственным мандатом -- подписать договор о переходе на прямые поставки между «Газпромом» и «Нафтогазом» по цене 179,5 долл. за тысячу кубометров газа (действует между швейцарским трейдером RosUkrEnergo и импортером в лице «Укргазэнерго»). В ответ ему было предложено для начала оформить покупку 1,5 млрд кубометров российского газа, который поступил на Украину в январе по 315 долл. за тысячу кубометров. На этом переговоры прервались.
После этого г-н Миллер и нарушил дипломатический протокол и все же обратился к президенту Украины, ссылаясь на «критическое положение», с просьбой оказать содействие в урегулировании проблемы. В частности, в телеграмме глава «Газпрома» обвиняет «Нафтогаз Украины» в несанкционированном отборе газа из магистральных газопроводов и задержке с оплатой за потребленные ресурсы.
Как известно, из-за отказа «Нафтогаза» подписывать акты приема газа за ноябрь-декабрь прошлого года и заключать новый (на 2008 год) контракт на закупку необходимого ему объема с «Укргазэнерго» в газовой сфере Украины царит хаос. Кроме того, по информации «Времени новостей», с 1 января «Нафтогаз» вообще не подписывает никакой технической документации о входящем на территорию Украины газе, включая транзитный объем. Пока это никак не отразилось на поставках «Газпрома» и RUE европейским потребителям («Нафтогаз» попросту без контракта берет предназначенный для него же среднеазиатский газ). Но если ситуация станет развиваться по негативному сценарию, это принесет «Газпрому» дополнительную головную боль.
Правительство Юлии Тимошенко в январе начало передел газового рынка Украины. Главным объектом, как и ожидалось, стало «Укргазэнерго» -- совместное предприятие RUE и «Нафтогаза», которое по соглашению от 4 января 2006 года (положило конец предыдущей российско-украинской газовой войне) является монопольным импортером газа на Украину. При этом СП закупает газ у RosUkrEnergo, поставляет промышленным потребителям напрямую и «Нафтогазу» для нужд «Укртрансгаза» и обеспечения бюджетных организаций и теплокоммунэнерго. В этом году «Нафтогаз» не стал заключать контракт с «Укргазэнерго», а заявил о намерении покупать газ напрямую у «Газпрома» или хотя бы у RUE и самостоятельно распределять его на рынке. А кабинет министров попытался аннулировать решение о создании совместного предприятия.
Из-за отсутствия договорной базы невозможно говорить об объеме несанкционированного отбора «Нафтогазом» и точном размере его долга. «Газпром» заявляет, что RUE задолжало ему около 1,5 млрд долл., примерно во столько же «Укргазэнерго» оценивает долг «Нафтогаза». НАК официально ничего не признает. Более того, украинские чиновники и руководители госкомпании постоянно противоречат друг другу. Когда коллизия с неподписанными актом приема и контрактом стала достоянием общественности, г-жа Тимошенко заявила, что «Нафтогаз» обеспечивает страну своим газом из подземных хранилищ. А RUE вообще не поставляет газ, так как документов на этот счет нет. Но когда «Газпром» пригрозил прекратить поставки российского газа, глава «Нафтогаза» был вынужден признать, что своего газа у компании нет в ПХГ (весь закачанный объем принадлежит «Укргазэнерго», RUE и «Газпрому»). Г-н Диденко подтвердил, что нужды теплокоммунэнерго обеспечиваются за счет среднеазиатского газа, то есть топлива, которое импортирует «Укргазэнерго». Таким образом, менеджеры НАК признали несанкционированный отбор.
Более того, Олег Дубина в интервью украинскому журналу «Зеркало недели» откровенно заявил: «Газпрому» еще надо сказать спасибо за то, что они с нами разговаривают, в принципе у нас нет с ними никаких отношений. Чтобы решить свои проблемы, мы должны ехать в Швейцарию и общаться с RosUkrEnergo». Тем не менее сегодня он будет вести переговоры с «Газпромом», от исхода которых зависит, начнется ли завтра настоящая газовая война или стороны пойдут на мировую.
Европейские получатели российского газа пока сохраняют спокойствие, заявляя, что имеют запас прочности. Польский министр экономики Вальдемар Павляк сообщил, что резервов газа в Польше хватит на месяц. Представитель чешского министерства торговли и промышленности Томаш Бартовский рассказал, что «Чехия получает природный газ из разных источников, кроме того, у чешского монополиста RWE Transgas достаточно запасов газа». В Брюсселе тем временем активизируют созданную после предыдущей "газовой войны" корреспондентскую сеть по вопросам энергетической безопасности, чтобы вести мониторинг ситуации на предмет возможного прерывания поставок газа из России через Украину.