Закрепление потоков
Российские нефтяные компании обратились в Минпромэнерго с просьбой составлять экспортные графики не ежеквартально, как сейчас, а как минимум ежегодно.
Вполне возможно, что в преддверии смены президента России для Gunvor этот вопрос является предметом защиты существенной части бизнеса.
Для российских нефтяных компаний, в свою очередь, это будет существенным козырем в переговорах по привлечению крупных кредитов - особенно это актуально для "Роснефти", которой после покупки прошлым летом основных активов ЮКОСа в финансовом плане приходится весьма тяжело. Правда, по словам г-на Кузнецова, Минпромэнерго пока не определилось в вопросе изменения периода действия экспортных графиков. "Мы пытаемся понять, насколько это возможно или невозможно, но, честно говоря, больших противопоказаний пока нет", - уточнил он.
Ежеквартальный пересмотр экспортных графиков сложился исторически, причем не только в России, но и во многих нефтедобывающих странах. Однако ситуация на нефтяных рынках заставляет, например, ОПЕК возвращаться к вопросу экспортных квот все чаще: если еще пять лет назад сессии картеля проходили два раза в год, то теперь - не менее четырех.
В России же, как говорит аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров, в последнее время вокруг графиков экспорта нефти споров не происходит - последним, кто высказывал возмущение, был Михаил Ходорковский. После этого был лишь один скандал - два года назад, когда литовское направление было отдано ЮКОСу, тогда еще не подконтрольному "Роснефти", из-за чего ответственные за составление графика чиновники были уволены.
Возможно, полагает г-н Нестеров, именно по этой причине нефтяники и просят увеличить срок графика - им так легче планировать свой бизнес. Да и для конечных покупателей российской нефти это выгодно, так как легче заключать долгосрочные контракты (их сейчас можно сказать нет - сообщалось лишь, что "Роснефть" год назад заключила пятилетний контракт с польской PKN Orlen на поставки 3,36 млн тонн нефти в год).
Однако у этого предложения есть и минусы. Как говорят эксперты, годовое планирование не позволяет оперативно реагировать на ценовые скачки на определенных направлениях и "перебрасывать" объемы с одного на другое направление. Впрочем, в условиях, когда чуть ли не весь экспорт подконтролен одному игроку, это не очень актуально. Но, тем не менее, другие игроки на рынке экспорта нефти все же присутствуют, и для них годовой график менее предпочтителен: ведь если что-либо случится на их направлении (снизится рентабельность поставок или произойдет конфликт с покупателем), им придется ждать целый год, чтобы получить доступ к другому направлению.
Как говорит г-н Нестеров, сейчас экспортные графики все равно не соблюдаются - очень часто экспортируется больше. Ведь спланировать конъюнктуру очень сложно даже на три месяца. А потому говорить о том, что будут соблюдаться годовые графики, не приходится. Поэтому, считает эксперт, скорее всего, эта идея обречена "на очень длительное обсуждение". Кроме того, есть еще один немаловажный момент. Дело в том, что когда мировые цены на нефть резко влетают на непродолжительное время, нефтяные компании стремятся по максимуму экспортировать сырье за счет поставок на российские заводы.
И ограничителем для них служат только пропускная способность и квартальные квоты по экспортному направлению. В случае же, если квоты будут годовыми, второго ограничителя не будет. И тогда помимо большой выручки компании получат возможность платить государству более низкую экспортную пошлину. Ведь ее ставка зависит от мировой цены на нефть, сложившейся в предыдущие два месяца, и в случае роста цены компании будут экспортировать большие объемы по низкой ставке, а когда ставка повысится - они попросту сократят экспорт. В итоге в проигрыше окажется государство.
В пресс-службах крупных российских нефтяных компаний вчера оказались не готовы прокомментировать инициативу увеличить срок действия экспортных графиков.