"Север" прокачают к лету
В поисках 8 млн тонн дизтоплива стандарта Евро-5 «Транснефтепродукт» корректирует сроки запуска в эксплуатацию проекта «Север».
«Транснефтепродукт» корректирует сроки запуска в эксплуатацию проекта «Север». Пусконаладочные работы на нефтепродуктопроводе Кстово — Ярославль — Кириши — Приморск и морском терминале в конечной точке пройдут не ранее марта—апреля, а основные объемы пойдут только летом. Участники рынка ожидали начала экспорта нефтепродуктов еще в конце 2007 — первом квартале 2008 года, однако «Транснефтепродукт» говорит о необходимости завершить все регламентные работы, формируя тем временем пул поставщиков, которые пока не торопятся производить топливо необходимого для проекта качества.
В проект «Север» входит строительство нефтепродуктопровода протяженностью свыше 1 тыс. км Кстово — Ярославль — Кириши — Приморск и морского терминала в Приморске (Ленинградская область) с резервуарным парком емкостью 720 тыс. куб. м. Общая стоимость проекта составляет 1,3 млрд долл., из которых 42% — собственные средства «Транснефтепродукта», 58% предоставляются в кредит ВТБ. Проект рассчитан на три очереди: 8,4, 12 и 24,6 млн т в год.
Пусконаладочные работы запланированы на март—апрель, рассказал вчера РБК daily Сергей Маслов, президент «Транснефтепродукта». Выход на заявленную мощность в 8,4 млн т запланирован на лето. Сколько нефтепродуктов будет перегружено в этом году, вчера он оценивать не стал. «Если рабочее давление в трубопроводе должно быть 64 атмосферы, то на первом этапе будет подаваться лишь 30 атмосфер — все системы еще должны быть тщательно проверены», — объяснил он.
Производители нефтепродуктов ожидали запуска проекта ранее объявленного вчера срока. Так, вице-президент по продажам и логистике ТНК-ВР Джонатан Коллек недавно заявлял, что его компания рассчитывала, что это случится уже в первом квартале.
«У компаний есть свои желания, однако есть и нормативные сроки, которым мы должны следовать, — пояснил Сергей Маслов. —
К примеру, техническое заполнение трубопровода водой не следует производить в холодное время года, поэтому этого этапа придется ждать до весны».
Прокачивать по трубопроводу и отправлять на экспорт планируется только высококачественное дизельное топливо стандарта Евро-5 с содержанием серы не более 10 ppm (частей на один миллион). Пока что такое топливо производится в России в очень ограниченном объеме и лишь на нескольких НПЗ. Среди вероятных поставщиков Сергей Маслов назвал вчера Ярославский НПЗ, принадлежащий совместно ТНК-ВР и «Газпром нефти», и Нижегородский НПЗ ЛУКОЙЛа.
В то же время специалисты сомневаются, что запускаемый проект «Север» будет востребован уже в этом году — пока что объемы производства дизтоплива стандарта Евро-5 недостаточны для заполнения мощностей трубопровода, хотя потребность в Европе в таком топливе очень велика. Дело в том, что пока налоговое законодательство в отсутствии дифференциации акцизов по уровню качества топлива никак не стимулирует углубление переработки нефти. К примеру, отмечают эксперты, если рентабельность производства мазута составляет 30%, то обычного дизельного топлива — уже около 10%, а продуктов более глубокой переработки — и того меньше.
В результате перед запуском массового производства высококачественного топлива нефтяники хотят заручиться поддержкой государства. «Я не уверен, что ввод мощностей проекта «Север» полностью согласован с производителями, ведь у большинства компаний пока нет уверенности в обоснованности инвестиций в глубокую переработку», — полагает аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров.