Заправка для Олимпиады
С 1994 г. Васин возглавляет московские представительства двух НПЗ — Куйбышевского и Сызранского (бывшие заводы ЮКОСа, сейчас — у «Роснефти»). Там он курирует в том числе экологические вопросы.
На подготовку проекта ушло больше трех лет. «Экогаз» создан в конце 2004 г., а первая газовая заправка (АГНКС) должна открыться только в конце этого года. До 2011 г. планируется построить 20 станций в Сочи, все будут работать на компримированном (сжатом) газе, рассказывает Васин. Сейчас в Сочи 10 заправок, работающих на смеси пропана и бутана (СПБТ), но особым спросом они не пользуются.
Смета проекта — 30 млн евро: 23,4 млн евро пойдут на сами заправки, чуть больше 6 млн евро — на организацию переоборудования машин. Окупаемость — шесть лет, с 2016 г. вся сеть в год должна приносить 5,6 млн евро чистой прибыли. На строительство «Экогаз» займет у Внешэкономбанка, документы сейчас на рассмотрении в его кредитном комитете (это подтверждает представитель ВЭБа). Под АГНКС зарезервированы 10 участков, но из-за Олимпиады конкретные площадки пока не выбраны.
Главные клиенты — городские автопредприятия уже подписали договоры на переоборудование 2000 машин (одна станция сможет обслуживать до 200 машин в сутки), говорит Васин. Переоборудование машины стоит почти $1500, но при суточном пробеге в 180 км окупается за пять месяцев. А цена газового топлива должна быть как минимум вдвое дешевле бензина А-76 — такой лимит установлен еще в 1993 г. специальным постановлением правительства. Расход топлива примерно одинаков.
Заправки под ключ будет строить Erdgas Mobil, оператор почти 800 газовых станций в Германии (учреждена немецкими газовыми трейдерами E. On Ruhrgas, Wingas, Verbundnetz Gas и проч.), что подтверждает источник, близкий к Erdgas. Переоборудованием займутся «Литинтерн консалт» (поставщик оборудования) и 41-й автокомбинат г. Москвы, добавляет Васин. Топливо поставит «Газпром» (около 4 млн куб. м в год на каждую АГНКС).
Сейчас в России чуть больше 200 заправок, которые работают на сжатом газе, 190 — у «Газпрома». У монополии есть программа по строительству еще 200 таких же станций до 2015 г. У подобных проектов масса плюсов — экологичность, дешевизна топлива и проч., в других странах мира это давно оценили (см. таблицу). Но есть и минусы: дополнительный вес баллона, а также частичная потеря мощности у двигателя при переключении на газ — она минимизирована, но все равно остается, отмечает президент МТА Евгений Аркуша. К тому же таких заправок мало, и это лишняя проблема для потребителей. Представитель сочинской администрации от комментариев воздержался.