"Роснефть" заправится в Монголии
У "Роснефти" может появиться первая сеть АЗС за пределами России. В качестве объекта экспансии компания выбрала рынок Монголии, где является основным импортером нефтепродуктов.
"Роснефть" хочет выйти на розничный рынок топлива в Монголии. По данным монгольской газеты "Удрийн сонин", соглашение между "Роснефтью" и правительством Монголии было достигнуто 12 февраля. Компания направила правительству страны проект соглашения о том, что она готова заморозить цены на поставляемые Монголии нефтепродукты на уровне января вплоть до июля, а взамен хотела бы получить участки под строительство АЗС и нефтебазы. Кроме того, предполагается создание СП, в котором "Роснефть" получит контроль, для заправки воздушных судов авиационным топливом на аэродромах Монголии. В "Роснефти" подтвердили, что ведут переговоры о сотрудничестве с Монголией, но сообщить подробности отказались, отметив, что никаких соглашений пока не подписано.
"Роснефть" намерена занять около 7% розничного рынка нефтепродуктов Монголии, в которой, по оценкам экспертов, работает около 1,5 тыс. АЗС. Всего Монголия потребляет около 750 тыс. тонн нефтепродуктов в год. Основным их поставщиком до недавнего времени был ЮКОС, ввозивший продукцию своих Ангарского и Ачинского НПЗ. По данным Федеральной таможенной службы, в 2006 году предприятия ЮКОСа экспортировали в Монголию немногим более 500 тыс. тонн бензинов, мазута и дизельного топлива. В 2007 году в рамках банкротства ЮКОСа имущество нефтекомпании было распродано. Покупателем практически всех активов стала "Роснефть".
Собственных НПЗ в Монголии нет. Год назад "Газпром нефть" заявила, что рассматривает возможность строительства НПЗ в Монголии, однако проект так и не был начат. Источники, знакомые с ситуацией, тогда объясняли, что компания не заинтересована в проекте, но на нем настаивает правительство страны, увязывая проект с вопросом участия российского бизнеса в разработке крупного угольного месторождения Таван-Толгой.
Отраслевые эксперты полагают, что проект "Роснефти" обусловлен неполитическими причинами. "Не думаю, что "Роснефть" будет заниматься альтруизмом,— отмечает Константин Батунин из Альфа-банка.— Учитывая, как после народного IPO акционеры компании возмущаются размером дивидендов, вряд ли она будет выбрасывать деньги на некоммерческие проекты в стратегически не самых значимых странах. Если "Роснефть" решилась на такой шаг, значит, она рассчитывает получить реальную прибыль. Вопрос только в том, насколько быстро компании удастся отбить затраты". По оценкам аналитика ИК "Солид" Дениса Борисова, строительство АЗС может обойтись Роснефти в $50-70 млн.