USD 92.5848

0

EUR 103.3773

0

Brent 73.72

+0.03

Природный газ 2.74

+0.02

...

Привилегия для "Роснефти"

Федеральная служба по тарифам (ФСТ) направила в правительство свои прогнозные расчеты тарифа на прокачку нефти по первой очереди нефтепровода ВСТО. По информации чиновника ведомства, тариф предлагается сделать сетевым, он составит 38,8 долл.

Привилегия для "Роснефти"

Федеральная служба по тарифам (ФСТ) направила в правительство свои прогнозные расчеты тарифа на прокачку нефти по первой очереди нефтепровода ВСТО. По информации чиновника ведомства, тариф предлагается сделать сетевым, он составит 38,8 долл. за тонну. Эта сумма обсуждалась «Транснефтью» еще до роста сметы первой очереди проекта более чем в два раза, с 6,6 млрд до 14 млрд долл. Чиновник дал понять РБК daily, что рост сметы предполагает увеличение сроков окупаемости проекта. Нефтяники, которые не планируют заполнять трубу, недовольны перспективой расплачиваться за ВСТО за счет роста стоимости прокачки нефти по другим направлениям. Но с учетом монопольного положения «Транснефти» альтернативы принятию своей участи у них нет.

Строительство ВСТО ведется в два этапа. Мощность первой очереди трубы Тайшет — Сковородино планируется довести до 30 млн т нефти в год, на втором этапе — последовательно до 80 млн т. Прокачивать нефть по восточной трубе в направлении стран Азиатско-Тихоокеанского региона уже на первом этапе готова «Роснефть» с Ванкора в объеме до 25 млн т в год, объемы на порядок поменьше собираются предоставить ТНК-BP с Верхнечонского месторождения и «Сургутнефтегаз» с Талакана, а также компания Urals Energy и Иркутская нефтяная компания. Ранее предполагалось, что первую очередь ВСТО сдадут в эксплуатацию до конца 2008 года, однако президент «Транснефти» Николай Токарев полагает, что это невозможно до конца 2009 года.

Одной из причин задержки окончания строительства первой очереди трубы помимо проблем с подрядчиками и задержки утверждения проектной документации конечной точки трубы — спецморпорта Козьмино — называлось отсутствие согласованных тарифов на прокачку нефти по этой трубе. Правительство по итогам совещания у вице-премьера Сергея Нарышкина в феврале поручило ФСТ до 1 марта этого года подготовить предложения по тарифам на прокачку нефти по ВСТО. Ведомство справилось с этой задачей: по данным РБК daily, соответствующее письмо с расчетами тарифа было направлено в правительство на прошлой неделе. В «Транснефти» официально не комментируют данные по тарифам, как и в Минпромэнерго, а также «Сургутнефтегазе», ссылаясь на то, что не видели этого документа. В «Роснефти», которая больше всего выиграет от введения сетевого тарифа, сообщили, что анализируют данные.

Удивительно, что размер тарифа не поменялся, несмотря на двукратный рост сметы проекта. В 2006 году, когда смета первой очереди ВСТО еще планировалась на уровне 6,6 млрд долл., тариф на прокачку нефти по всей длине трубы оценивался «Транснефтью» в 38,8 долл. за тонну. Летом прошлого года во время презентации строительства 1000-го километра ВСТО экс-президент компании Семен Вайншток высказывал идею введения сетевого тарифа для «Транснефти» в том же объеме для достижения окупаемости ВСТО. Позже экс-глава МЭРТ Герман Греф говорил, что с учетом роста сметы проекта прокачка по ВСТО может вырасти до 50 долл. за тонну. Эти суммы назывались без учета доставки топлива цистернами РЖД от Сковородино до спецморпорта Козьмино (около 42—48 долл. за тонну), а также без учета перевалки танкерами в порту. По итогам роста сметы проекта (по последним данным, 344,5 млрд руб. с учетом строительства спецморпорта Козьмино) не исключался пересмотр тарифа в сторону увеличения, но это могло бы сделать нерентабельными для нефтяников экспортные поставки топлива в данном направлении.

В прошлом году доставка нефти из Нижневартовска в порт Новороссийск стоила 30 долл. за тонну, в Приморск — 27,7 долл. за тонну. Только за январь 2008 года, по данным Росстата, тарифы выросли на 30,8%. Если сетевой тариф будет введен, тарифы на прокачку нефти по всем направлениям сравняются.

В ЛУКОЙЛе, который не собирается заполнять ВСТО, РБК daily сообщили, что их не радует возможный рост тарифов, но компания будет вынуждена смириться с ним из-за монопольного положения на рынке «Транснефти». По мнению Михаила Субботина из компании «СРП-Экспертиза», «Роснефть» получает от введения сетевого тарифа наибольшее преимущество по сравнению с остальными нефтяными компаниями. Если остальные нефтяники сплотятся, они могли бы, считает эксперт, оспорить такую инициативу в ФАС. Замглавы ведомства Анатолий Голомолзин сообщил РБК daily, что пока никаких подобных заявлений от нефтяников не поступало.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram