USD 97.8335

0

EUR 105.451

0

Brent 73.87

0

Природный газ 2.669

0

...

Восточный трубопровод станет самым дорогим в России

Вчера в Хабаровске прошла презентация предварительного проекта строительства второй очереди нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО).

Восточный трубопровод станет самым дорогим в России

Вчера в Хабаровске прошла презентация предварительного проекта строительства второй очереди нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). Еще до начала проектирования представители «Транснефти» оценили стоимость строительства трубопровода длиной около 2000 км в 320–330 млрд. руб. в ценах 2006 года, что сопоставимо с заявленными расходами на сочинскую Олимпиаду и делает этот трубопровод самым дорогим в России. Однако даже такой гигантский бюджет скорее всего будет превышен.

Строительство трубопроводов в России, по мнению экспертов, уже превратилось в аналог советского военно-промышленного комплекса, который в свое время подмял под себя всю экономику страны.

Стоимость строительства второй очереди нефтепровода Восточная Сибирь–Тихий океан (ВСТО) оценивается в 320–330 млрд. руб. в ценах 2006 года, а на реализацию этого проекта потребуется не менее четырех лет. Такие данные сообщил вчера гендиректор центра управления проектом ВСТО Сергей Сергеев в ходе презентации в Хабаровске декларации о намерениях по строительству ВСТО-2 по территории Приамурья.

Решение о строительстве ВСТО было принято правительством еще в 2005 году. Этот нефтепровод должен соединить нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с портами Приморского края и обеспечить тем самым выход российской нефти на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Труба общей протяженностью в 4200 км должна пройти от Тайшета (Иркутская область) через Сковородино (Амурская область) в тихоокеанскую бухту Козьмино (Приморский край). Суммарный бюджет строительства сначала оценивался в 11,5–12 млрд. долл., в том числе первый этап Тайшет–Сковородино (ВСТО-1) длиной около 2800 км – в 6,6 млрд. долл. Однако год назад «Транснефть» увеличила бюджет ВСТО-1 почти вдвое – до 295 млрд. руб. При этом, по словам руководства «Транснефти», срок ввода в эксплуатацию ВСТО-1 также может быть перенесен с IV квартала 2008 года на конец 2009 года.

Объявленная предварительная оценка стоимости более короткого участка ВСТО-2 превышает расходы на строительство более протяженного ВСТО-1. По словам Сергеева, трубопровод ВСТО-2 от Сковородино до Козьмино в Приморье «пройдет по маршруту протяженностью 1963 км вне территорий особо охраняемых зон и зон тектонических разломов». Трасса пролегает вдоль Транссибирской железной дороги. Хотя «северный маршрут» был короче на 60 км, специалисты отказались от него из-за сложного горного рельефа, сейсмичности до 7–8 баллов, пересечения зоны строительства Бурейской ГЭС, отметил гендиректор.

По территории Амурской области пройдет 822 км ВСТО-2, по Еврейской автономной области – 324 км, Хабаровскому краю – 247 км и Приморью – 570 км.

Таким образом, стоимость строительства одного километра восточной трубы уже сегодня превышает 6,6 млн. долл. в ценах 2006 года. Однако даже такая цена не удивляет российских аналитиков, которые привыкли к пересмотру бюджетов в ходе строительства.

«Руководители проектов капиталоемких магистральных трубопроводов изначально представляют слишком оптимистичные оценки затрат и возможности заполнения нефтью. Первоначальный бюджет всей восточной трубы уже вырос с 12 до 25 млрд. долл. и, вероятно, будет увеличиваться и в будущем», – отмечает аналитик «Тройки Диалог» Валерий Нестеров. По его словам, до ввода в эксплуатацию ВСТО-1 начинать строительство второй очереди нецелесообразно, поскольку нет надежно подтвержденных нефтяных месторождений, которые могли бы обеспечить заполнение расчетных объемов прокачки по восточной трубе. Кроме того, необходимость компенсации растущих затрат на строительство ВСТО-1 и ВСТО-2 заставит правительство поднять тарифы на всех экспортных направлениях и, возможно, перенаправить часть нефти с Запада на Восток. «Политика «Транснефти» очень напоминает политику советского военно-промышленного комплекса, которому нужны были все новые и новые гигантские проекты с сомнительной эффективностью», – говорит Нестеров. Впрочем, по словам аналитика, расходы на ВСТО еще не превзошли тех рекордов по затратам, которые были установлены при строительстве нефтепровода в условиях высокой сейсмичности на Аляске.

«Расходы на строительство ВСТО-2 наверняка будут увеличены из-за роста цен на металл и энергоносители», – считает аналитик RusEnergy Михаил Крутихин. По его словам, более точная оценка расходов может быть получена только после завершения проектирования и заключения контрактов с исполнителями.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram